К вопросу о транспортной каше
В четверг для городских автобусов начинается «космическая эра». Вступает в силу новый технический регламент по допуску транспортных средств к эксплуатации.
Автоматизированные системы управления, спутниковая навигация, диспетчерское сопровождение станут не роскошью, а необходимым условием работы на линии. Сразу по-другому оцениваешь те усилия и средства, которые последние два года вкладывались в развитие тюменской транспортной системы. Правда, восторг от такой предусмотрительности быстро проходит, когда возвращаешься на землю. C позиций пассажира все видится немножко по-другому.
Об этом же «приземлении» говорили вчера депутаты на заседании постоянной комиссии по экономической политике. Один из вопросов касался выполнения ведомственной целевой программы развития транспортных услуг в городе на ближайшие два года. Директору департамента по транспорту и связи Дмитрию Войнову предстояло отчитаться о том, что сделано в 2010 году.
Отчет, как правило, дело нехитрое — перечисляй цифры, и все будет замечательно. Это — аксиома большинства докладчиков, давно не требующая доказательств. Поэтому и речь Дмитрия Войнова из общей канвы не выделялась. Он рассказал, что общая сумма финансирования по программе на год составляет более 550 миллионов рублей, фактическая же за первое полугодие вылилась в сумму 170 млн. Из них для компенсирования расходов транспортных предприятий на перевозку пассажиров направили более 50 млн. рублей. За льготный проезд «федеральных» льготников уплачено 34 млн., за проезд школьников -13 млн., пенсионеров по старости — 48 млн. Еще 20 млн. рублей потребовалось для усовершенствования системы диспетчерского учета и контроля. Кроме того, из областного бюджета на финансирование программы поступило 152 млн. рублей. Почти два миллиона пошло на покупку шин для автобусов, остальные — на приобретение 41 единицы подвижного состава, автобусов большой и малой вместимости.
И еще одну ложку меда добавил Дмитрий Войнов в свой доклад:
— В этом году сокращения количества пригородных или садоводческих маршрутов не произошло.
— Вот с этого и начнем, — вступил в разговор председатель постоянной комиссии Сергей Коробов. — Вопрос первый. В подготовленной для депутатов информации говорится, что, согласно первоначальному плану, количество пригородных маршрутов, дублирующих городскую сеть, равно 88, по уточненному плану — 144, а по факту оказалось — 29. Хорошо это или плохо? Непонятно, о чем говорят эти цифры.
— Имеется в виду количество дублирующих рейсов в день, — извинился Дмитрий Войнов.
— Так и надо писать. Это ваш очевидный ляп, — укоризненно сказал Коробов. И продолжил:
— Есть неясности и с количеством пассажирских терминалов (пунктов пересадки пассажиров — И.Г.). Их планировалось установить два, на самом деле не получилось ни одного. Зачем такое планирование? На будущее у меня к вам пожелание: сконцентрируйтесь на основных, конструктивных показателях. Не надо хвататься за все сразу. Вычлените очевидные проблемы, установите приоритеты первого, второго, третьего порядка. Учтите это в следующем году, чтобы не было такой «причесанной» программы. Сейчас она больше напоминает кашу, размазанную по столу. Замараться можно, а поесть не удастся.
— Каждая программа преследует определенную цель. У вас она какая? — спросил председатель городской Думы Сергей Медведев. — И достигнута ли? И повлияло ли это на качество перевозки пассажиров?
— Смета на финансирование программы утверждалась давно, и уже не соответствует действительности, — признался Дмитрий Войнов. — В первоначальном ее варианте многие необходимые мероприятия совсем не предусматривались, например, установка новых остановочных пунктов, совершенствование маршрутной сети, диспетчерское сопровождение… Но в целом, качество перевозки пассажиров не ухудшилось. Правда, и не улучшилось.
— А у вас все автобусы оборудованы GPS-навигацией? — допытывался Медведев.
— Пока только 130 муниципальных, — ответил Войнов.
— А как же вы будете 23 сентября (когда вступают в действие новые технические регламенты — И.Г.) выпускать их на линию? — недоумевал Медведев.
— Ну, мы пока с ГИБДД договорились, что за это штрафовать не будут, — сознался директор департамента по транспорту.
— Да, программа явно нуждается в корректировке и дополнительной концентрации внимания на вопросах, требующих первоочередного решения. Пока говорить об успехах транспортной сферы не приходится, — резюмировал Сергей Коробов.
Решением постоянной комиссии обсуждение этой проблемы вынесено на ближайшее заседание городской Думы, которое состоится на следующей неделе.
***
фото: Директор департамента по транспорту Дмитрий Войнов;Председатель комиссии Сергей Коробов