Тарифы сдержанные и несдержанные
«Как чиновники начинают комментировать вопросы по ценам, так цены начинают расти».
Таким наблюдением поделился с журналистами на пресс-конференции, посвященной тарифной политике Тюменской области на ближайшие два года, директор областного департамента ценовой и тарифной политики Сергей Нарбутик.
Заявление прозвучало несколько странно с учетом того, что встреча состоялась, чтобы поставить все точки над «i» по поводу роста тарифов и повышения цен на отдельные виды товаров и услуг.
Комментарии, действительно, — вещь субъективная, и впрямую повлиять на рост цен не могут. Более того, по словам Сергея Нарбутика, формирование тарифов по многим ключевым позициям (например, воде, транспорту, газу) вообще проходит в «автоматическом режиме». Воздействие «человеческого фактора» здесь исключено.
Обоснованность каждого тарифа просчитывает специально разработанная программа, которая обрабатывает заложенные в нее данные. Правда, технике стоит не только доверять, но и проверять ее тоже. Поэтому полученные результаты анализируются в упомянутом выше департаменте, а затем отправляются в федеральную службу по тарифам.
Подобный сравнительный анализ показал, например, что в Тюменской области средний рост тарифов на коммунальные услуги в 2010 году составил 18,3% (что ниже, чем в 2009 году, заметил Сергей Нарбутик). А плата за жилищно-коммунальные услуги у нас одна из самых низких в Уральском федеральном округе. Так, за трехкомнатную квартиру площадью 54 квадратных метра, в которой проживают три человека, в Челябинске платят около 2300 рублей, в Кургане — 3000, в Екатеринбурге — почти 3500, в Салехарде — 8 тысяч рублей. В Тюмени же оплата будет равна 2450 рублям.
Правительство нашей области приняло постановление по критериям оценки тарифов, которое дает ему дополнительные контрольные полномочия. Увеличены штрафы, назначающиеся физическим или юридическим лицам за необоснованное повышение цен. Первые теперь выплачивают до 100 тысяч рублей, а вторые — сумму, в два раза превышающую полученный от этого доход. Кстати, если раньше можно было и не показывать величину своих доходов, то теперь предприятия должны быть «прозрачными» — их обязали делиться с властью информацией о деятельности.
Но контроль над повышением цен и сдерживание тарифов — не одно и то же. Необоснованное сдерживание тарифов, по словам Сергея Нарбутика, может привести к убыткам предприятия. Что тоже плохо. Чтобы избежать этого, в регионе действует система долгосрочного подхода к тарифообразованию. В частности, с управляющими компаниями начали заключать договоры на пять лет, чтобы предприятия могли планировать свои расходы и доходы, связанные с энергосбережением. На долгосрочной основе строятся взаимоотношения и с такими сетевыми компаниями, как УТСК, «Тепло Тюмени» и «Тюмень Водоканал».
В корне будут меняться подходы к тарифообразованию в сфере пригородных перевозок. Беда в том, что, по информации департамента ценовой и тарифной политики, по сравнению с 2000 годом средний пассажиропоток снизился в два раза. Снижаются и доходы предприятий. При этом расходы только растут. А это — прямой путь к убыточности производства и банкротству (сейчас половина затрат транспортников компенсируется бюджетом).
Чтобы избежать неблагоприятных последствий, предполагается при формировании тарифов отталкиваться не от затрат, а от нормативов. Во-первых, такой подход подстегнет транспортные предприятия к более эффективной работе, а во-вторых, приведет к развитию конкуренции в этой сфере.
Что делается в Тюменской области для сдерживания цен в продовольственной сфере? Еще два года назад введено декларирование цен на продовольственную продукцию, что позволяет отслеживать цены и у производителя, и у оптовика, и в рознице. Приносит ли это какие-то результаты? По мнению Сергея Нарбутика, безусловно. Так, за семь месяцев этого года по Тюменской области средний рост цен составил 3,2%, а по УрФО он перевалил за 6,5%. Кроме того, ценовое благополучие тюменского региона определяется и развитием агропромышленного комплекса, поэтому наша область полностью обеспечена молоком, хлебом и мясом. Переплачивать за «транзит» нам почти не приходится.
И все-таки рост цен на продовольствие в той или иной степени неизбежен. В случае необходимости, чтобы удержать их в рамках, подключаются прокуратура, федеральная антимонопольная служба. Чтобы сбить ажиотажный спрос, возможны поставки продовольствия из госрезерва. Известно, что покупательская паника торговцев только подхлестывает. Так, в Москве, по словам Сергея Нарбутика, за первые недели сентября реализация гречки увеличилась в два раза, соответственно, выросла и ее цена.
Плановые проверки помогают контролировать и цены на лекарственные средства. В этом году в результате рейдов по аптекам выявлено семь предприятий-нарушителей. Постоянный контроль дал свои плоды. Статистика показала, что розничные цены на медикаменты в аптеках области не выросли, а даже упали на два-шесть процентов. Впрочем, в статистических данных возможны расхождения, признался Сергей Нарбутик. И потребитель, который, в конце концов, и есть высший контроль, с этим абсолютно согласен.
***
фото: Оплата по счетам съедает все больше денег