X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Наша история бывает и такой

Тюремный замок. Дата постройки — 1786 год.

«Из какой российской губернии прошагал в кандалах до Тюмени каторжанин, носивший эти лапти, какое он совершил зло? А эта детская колодка наверняка принадлежала ребенку, который вместе с матерью ехал на ссылку вслед за своим беспокойным отцом, преступившем законы Российской империи?»…

Так в небольшой брошюре, посвященной СИЗО N 1, описываются экспонаты музейной комнаты следственного изолятора, открытой в мае 2006 года. Как раз тогда, во время ремонта старого трехэтажного тюремного замка, который является частью следственного изолятора (СИЗО), на чердаке, в грунте, который в прошлые века использовался как утеплитель, рабочие нашли множество предметов и документов. Теперь они хранятся в витринах комнаты-музея: тюремные инструкции, справки, разрешения прокурора, датированные 1891 годом. Среди экспонатов — головные уборы заключенного и охранника, лапти, пояса, кандалы…

Заведующая музеем, подполковник Галина Легошина говорит, что в реестр тюменских памятников истории и архитектуры тюремный замок, расположенный на улице Ялуторовской, в самом центре города, не входит. Однако как раз у этого здания одна из самых богатых событиями история.

Все началось в 1783 году, когда императрица Екатерина Великая подписала указ о рабочих домах для преступников во всех губерниях России. В 1786 году на пустыре на окраине Тюмени был построен тюремный замок, а напротив него — пересыльная тюрьма, состоящая из бараков. Долгое время пространство между замком и бараками служило воротами в город. Здесь кончался «кандальный тракт», по которому из центральной России, гремя цепями, приходили в Тюмень воры, убийцы, разбойники и осужденные по политическим мотивам.

Здание тюрьмы в те годы было огорожено белой кирпичной стеной, стояли полосатые будки, вдоль стены ходил часовой с заряженным ружьем и примкнутым штыком.

Тюрьма была рассчитана на 550 арестантов, бараки вмещали еще 300 человек. Все, как один, в серой одежде — фуражке без козырька, грубых рубашке и штанах и длинном сером халате, который по ночам использовали вместо одеяла. Почти все — в ножных кандалах. Внутренним, с позволения сказать, убранством тюрьма напоминала все места лишения свободы тех лет.

Сегодня экскурсий по СИЗО проводить нельзя, в 2006 году, но когда шел ремонт, и заключенных в тюремном замке не было, здесь удалось побывать представителям СМИ. Тогда им показали коридоры с полукруглыми сводчатыми потолками, камеры, больше похожие на монашеские кельи, и темное чердачное помещение, что долго служило хранилищем «материальных следов прошлого». Правда, того тяжелого запаха, который душил здесь и заключенных, и смотрителей, уже нет. А в конце XIX века дышать в камерах и коридорах было тяжело из-за отсутствия вентиляции.

… В середине XIX века Тюменский острог был переименован в тюремный замок, как и все подобные места Российской империи. Но вскоре был назван Центральной Тюменской пересыльной тюрьмой. С проведением Сибирской железной дороги тюрьма утратила статус пересыльной и официально стала уездной.

В 1856 году тут была построена каменная однопрестольная Богородицкая церковь на средства тюменского купца 1-й гильдии Решетникова. А купец Трусов подарил церкви серебряные ризы для икон, украшенные полудрагоценными, или, как тогда говорили, «цветными камнями». У церкви были свой священник и псаломщик. Она действует и сегодня.

Сегодня тюремный замок -один из корпусов следственного изолятора N 1. У него было несколько наименований. В XVIII веке — тюремный острог, в XIX -каторжная пересыльная тюрьма, в 1918-1922 годах — исправдом и, наконец, следственный изолятор — с 1937 года.

— Может, здесь и Федор Достоевский по пути на каторгу побывал — в качестве заключенного, — предполагает Галина Степановна Легошина, помня о том, что во времена Достоевского через тюменскую тюрьму проходили не только воры и убийцы, но и представители либеральной и революционной интеллигенции.

… Я перелистала «Записки из Мертвого дома». Нет, писатель упоминает, что проезжал через Тюмень только на обратном пути, уже после того, как отбыл наказание. Всего-то пара строк о нашем городе, о тюрьме — ни слова. Однако сами работники СИЗО уверяют, что по коридорам тюремного замка он вполне мог проходить.

Хотя дело даже не в Достоевском. И не в Чернышевском и Короленко, которые здесь тоже могли оказаться.

Галина Легошина говорит, что у города есть планы снести следственный изолятор, построить на его месте нечто более приемлемое. Например, торговый центр.

— Но тюремный замок — одно из старейших зданий в Тюмени, — говорит она. — Это неотъемлемая часть его истории.

К истории следует относиться бережно — это давно всем известно. Какой бы она ни была.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта