Семейный бизнес по наследству
Бизнес не зря называют детищем. Он у каждого свои. Но, как правило, всегда — выпестованный и долгожданный. Такой же член семьи, который требует много сил, времени и финансовых затрат.
Семейный бизнес есть у многих тюменских предпринимателей. Является ли благом для супругов идти в одной упряжке по витиеватому пути развития собственного дела? И что делать, если дети отказываются продолжать дело отцов? На эти и другие вопросы пытались ответить как наследники семейного бизнеса, так и те, кто собирается передать дело жизни следующему поколению. Тема «круглого стола», организованного тюменским «Бизнес-журналом», звучала так: «Бизнес по наследству».
… Сестры Антонина и Таисья Патрушевы мало похожи друг на друга: разве что в движениях, жестах и чем-то совсем неуловимом. Обе работают под началом своего отца Сергея Валерьяновича. Он основал предприятие, как и многие, в конце 90-х: его производственная компания «Гран-При» на рынке нефти и нефтепродуктов стабильно занимает свою небольшую нишу.
— Мне было десять лет, когда отец основал свою фирму, но прежде чем стать в ней финансовым директором, думала: хочу ли продолжать семейный бизнес? — рассказала Антонина Сергеевна.
Как утверждают девушки, выбор у них был: получили высшее образование, пробовали себя в других сферах. Таисья вспоминает, что родители не скрывали от дочерей свои рабочие дела, обсуждали вопросы производства и иногда даже советовались. Но подчеркивают сестры, что их не растили как наследниц, да и они сами понимали, что можно быть успешными, работая и на «дядю». Их история оказалась счастливым исключением: желания родителей и детей совпали. Да и делить пока нечего: все складывают в общий котел.
— Мы от мировой практики не отличаемся: 70 процентов европейских предприятий построены на родственных взаимоотношениях, — поделился знаниями руководитель фирмы «ПРЭФИШ» Сергей Шатохин. Поделиться бизнесом ему пока не с кем:
— Сын занимается коммерцией, ему нравится продавать, а дочь.
Он воспитывал в ней чувство лидерства. Отец хотел бы, чтобы дочь получила юридическое образование, а она пожелала учиться на психолога. Да, она руководит, но, по мнению отца, «на уровне неких общих рассуждений».
Шатохин считает, что дети должны «болеть кровью и сердцем» за то, чем будут заниматься. Что 95 процентов успешных предприятий появились на базе хобби. То, что увлекает, — имеет перспективу. А если это родительское «хобби» не нравится детям, то ничего не поделаешь.
В свое дело Шатохин вложил все: даже свое имя. «ПРЭФИШ» расшифровывается как «Правовые, экономические, финансовые исследования от Шатохина». На том и держится. Год рождения тюменского консультативного бюро «ТИКЭ», так прежде называлось «дело» Шатохина, — 1991-й. В уставном капитале было две тысячи рублей, теперь — миллионные активы.
Эдуард Омаров, директор процветающей компании «Кванта+», недавно избранный руководителем общественной организации предпринимателей «ОПОРА России», сказал, что при желании ввести в бизнес своих детей можно. Для этого нужно создать им условия и быть готовыми передать «дорогие сердцу» ресурсы, а они должны быть готовы их взять.
Антон Машуков, сотрудник фонда развития и поддержки предпринимательства, пошел по стопам отца и стал юристом. Но говорит, что Машуков-старший «не дотащил меня до бизнеса». Антону нравится его работа. Со своей «государевой башни» он видит, что бизнес строится на лидерстве:
— Есть очевидный лидер, к которому тянутся, и ему хочется всех пристроить.
Сентенция Антона не нашла поддержки. По мнению Сергея Шатохина, пристраивать кого-то -значит, обрекать дело на неуспех.
Неуспех — самое малое, что может случиться с семейным бизнесом. Многие, наверное, помнят историю, как супруги (не будем называть фамилию) делили свои магазины. Конфликтов, дележа активов можно, конечно, избежать, если не доводить ситуацию до абсурда. Если пойти на компромисс.
… Коллегия адвокатов N 1, возглавляемая Евгением Хабнером, могла бы не существовать, если бы отец не заставил Евгения пойти учиться на юридический факультет, в то время, когда юноша мечтал о карьере врача. В 1999 году Хабнер открыл консультацию. Приходит на работу рано, уходит — поздно. Жена помогает: работает у него бухгалтером. Евгений Владиславович смеется: не успевает она! Четверо детей, всех куда-то водить надо, старшему 15 лет, младшему — два года. Сейчас ждет пятого. В отпуск и на учебу удается вырваться благодаря отцу: адвокат с 40-летним стажем может подменять сына на ответственной должности.
— Сложно ему было в подчинении к сыну идти, говорил: «Яйца курей не учат», — рассказал Евгений Хабнер свою семейную историю.
… Братьев Разуваевых в семье трое. Андрей создал группу компаний «Маркетинг-Консультант», его старший брат руководит производственный предприятием, а младший — еще не нашел своего дела. Но братьев объединяют общие гены. Как сказал Андрей, их деда во времена советской власти чуть не посадили за спекуляцию. Сам Андрей с 14 лет торговал: книгами, вещами. Потом учился в университете. Поработал в реальном секторе экономики и ушел в свое дело. Его семилетний опыт работы на этом рынке услуг показал, что выбор сделан правильно.
Выходит, что если бизнес не слишком мудреный (например, недвижимость, которую можно сдавать и получать кэш), то это — подарок судьбы. Его принимать в наследство легко и приятно. Если не получилось полюбить дело предков, то основы для создания собственного дела, заложенного в семье, помогут проторить дорожку для открытия чего-то своего, но другого. В любом случае, опыт — полезен.
— Люди, у которых семейный бизнес, не будут делать его плохо, потому что своим детям желают хорошего, — говорит директор областного департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Вадим Шумков.
Он считает, что к семейному бизнесу относятся во всем мире как к основе стабильного развития экономики.
С этим не поспоришь. Только особенность российского семейного бизнеса участники «круглого стола» делили на те, что между кровными родственниками, и те, что между супругами.
— К родственникам любовь вечна, к женщине — она проходит, -так пояснил зыбкость бизнес-отношений директор агентства недвижимости «Этажи» Ильдар Хусаинов.
И тут же услышал голоса оппонентов…
***
фото: Сестры Патрушевы — Таисья (слева) и Антонина