Джаз приглашает на новоселье
Я помню музыкальные вечера, которые джазовая певица Инга Лударева устраивала в городских ДК. В начале 2000-х годов это был «Нефтяник», позже — «Строитель». Джаз, как и сами джазмены, в Тюмени всегда был гостем чужой сцены. Но, кажется, наступил тот день, когда у него появился собственный дом.
Первыми через центральный вход частного джазового клуба «Лимузин Дали» вошли журналисты. Не знаю, был ли еще кто-нибудь в клубе, когда помещение могло похвастаться только черновой отделкой, но мне вспоминаются белые стены, известковая пыль и рабочие, выкладывающие плиткой кухню.
Теперь изнутри клуб неузнаваем. Но зато его будут помнить именно таким: небольшим, уютным, со стенами, расцвеченными рисунками, которые составляют большое яркое панно. И, конечно, с музыкой.
Наверное, некоторые люди, что будут приходить сюда на концерты и просто пообедать или поужинать, не бывали в джаз-клубах других городов. Сравнить «Лимузин Дали» им не с чем. Но зато его создателю Петру Журавкову, руководителю фирмы «Синтра», горячему поклоннику джаза, который, по его словам, объехал почти весь мир, догадываться о том, что должно быть здесь, нет нужды. Исходя из опыта других подобных клубов, он проектировал свой.
— Что скажете? — интересовался Журавков у первых гостей.
Что сказать? Все на местах: в гардеробе приготовлены вешалки для верхней одежды; официанты вежливо предлагают чай, кофе и что-нибудь покрепче; столы накрыты скатертями, расставлены пепельницы. Внимание привлекает скульптура в центре зала — несколько музыкантов с духовыми инструментами (в основном, саксофонами) застыли в экспрессивных позах. Видимо, их застали во время увлекательного пассажа. Директор клуба говорит, что скульптуры не планировал, но выяснилось, что колонна, поддерживающая перекрытие между этажами, оказалась посередине зала. Пришлось нанимать скульптора и прятать ее под композицию из людей и инструментов.
Пока на маленькой сцене нет музыкальных инструментов, да и меню с ассортиментом мясных блюд не утверждено, но в остальном, кажется, полный порядок. Все джазовое, даже скульптура с музыкантами в центре зала, даже названия некоторых блюд. Говорят, что стейк «Лимузин Дали» будет очень большим, хотя, конечно, меньше автомобиля.
Петр Валентинович рассказал, что клуб — начинание меценатское.
— На джазе здесь не заработать, — сказал он. — Я и не пытаюсь. Будет работа клуба окупаться за счет ресторана — и хорошо. Я вкладываю в него свои деньги. За музыку дополнительной платы брать не будем, так что покупать придется только еду, а не музыку.
Но музыкантам платить он, конечно, собирается. Зимой Журавков говорил, что делает ставку на иногородних и даже зарубежных музыкантов, а тюменские в его клубе играть не будут. Теперь смягчился, говорит, что прислушается к публике, если она захочет увидеть на сцене «Лимузина Дали» тюменский коллектив. Можно прямо в клубе оставить заявку на концерт исполнителя, и если он соберет зал, то, возможно, будет играть в «Лимузине Дали» и дальше. Хотя, по сути, ставки директора на иногородних музыкантов не изменились.
— Потому что джазменов в нашем городе немного, — объяснил Петр Валентинович. — Их просто не готовят в вузах, нет школы. А предпочтение будем отдавать тем музыкантам, которые играют свои композиции, а не классику.
Арт-директор клуба Инга Луда-рева не только займется приглашением коллективов и формированием программы, но и соберет материалы для музея тюменского джаза. Хотя вряд ли постоянная экспозиция будет обширной, но документы, записи и фотографии в архивах наших музыкантов точно найдутся. Она же планирует устроить в холле галерею звезд джаза.
Открытия будет два. 17 сентября Лударева и Журавков соберут в зале «своих» — строителей и музыкантов — на закрытую от широкой публики вечеринку. А через неделю, предположительно 25 сентября, сюда уже можно приходить всем. Днем джазовая музыка из огромной фонотеки Петра Журавкова будет, скорее, фоном для трапезы, а вот по вечерам музыка станет «живой». И приятно, что ее уже никто отсюда «не попросит».
***
фото: Внутри клуба;Инга Лударева и Петр Журавков;Первые гости — журналисты