X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Дом N 7 по улице Республики

Окончание. Начало в N 165.

ОСОБЕННОСТИ ЗДАНИЯ

Здание бывшего училища — двухэтажное с полуподвальным этажом, кирпичное, изначально оштукатуренное, П-образное в плане. От фасадной части во двор отходят два симметричных крыла.

Архитектуры отмечают, что «в убранстве фасадов использованы междуэтажные пояски, рустованные пилястры, сомкнутая лента пологих лучковых арок над окнами второго этажа. Объединяющим декоративным элементом фасадов служит крупный стилизированный ажурный пояс под карнизом, охватывающий все здание».

Этажи спланированы по коридорному типу. Классные комнаты обращены наружу здания, через высокие окна в них всегда поступает достаточное количество света. В коридорах также полно света. Коридоры подвала и первого этажа имеют сводчатые кирпичные потолки, на обоих этажах пол коридора бетонирован и отполирован.

В классных комнатах — плоские потолки. Они устроены на толстых продольных лиственничных балках, уложенных через 120 см. В балках выбраны пазы, а в них плотно уложены три слоя деревянных плах толщиной 5 см.

Перекрытия обеспечивают абсолютную звуковую изоляцию между этажами.

В фойе потолки ровные, железобетонные. Возможно, это первый железобетон, примененный тюменскими строителями.

Поскольку здание реального училища строилось по целевому проекту, в нем были учтены специфические особенности учебного заведения. Так как здесь изучали такие «огнеопасные» дисциплины, как физика и химия, то полы полуподвала, где располагались химические и физические кабинеты, сделаны негорючими — бетонными. Здание строили в Сибири, поэтому стены достатоточно толсты, чтобы хорошо держать тепло.

Училище отапливалось печами из коридоров, в некоторых кабинетах имелись камины с красивыми изразцами и решетками. Еще в начале 1960-х гг. все это было на месте, а потом, во время ремонта, выбрано. Сохранился один камин в библиотеке, но его уже не топили «почти сто лет».

На втором этаже была «домовая» церковь с ризницей во имя Святого князя Александра Невского, где ежедневно перед занятиями реалисты выстраивались на молитву. (В 2001 г. в большей части этого помещения устроили актовый зал сельхозакадемии).

На этом же этаже располагались фундаментальная и ученическая библиотеки, актовый зал, восемь классных комнат, рисовальный и гимнастический залы… На первом этаже — физический и естественноисторический кабинеты, химическая лаборатория, приготовительный класс, канцелярия, комната врача, музей. Здесь же, в конце правого крыла здания, жила семья директора И.Я. Словцова в служебной квартире.

Тут впервые в Тюмени были установлены туалеты типа «ватерклозет» с водяными смывными бачками. Водопровод в Тюмени уже работал, но канализация еще долго оставалась выгребной, и содержимое туалетов вывозил за город ассенизационный обоз. Рабочих обоза называли золотарями за то, что они имели дело с «ночным золотом» — такие деликатные слова были тогда в ходу.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ АМЕРИКАНЦА

Американский журналист и путешественник Джордж Кеннан, посетивший Тюмень в 1885 г., писал об Александровском реальном училище: «Учебное заведение представляет собой научно-техническую школу наподобие технологического института в Бостоне. Она занимает самое большое и красивое здание в городе — солидный двухэтажный особняк из кирпича, крытый белой штукатуркой, по размерам почти вдвое больший, чем резиденция президента в Вашингтоне. Здание это было возведено и оборудовано всем необходимым на средства одного богатого и патриотически настроенного тюменского купца и обошлось ему в 85000 долларов. Это его дар городу.

Такую школу едва ли где найдешь в Европейской России, не говоря уже о Сибири; собственно, если поискать подальше, то такую школу не найти даже в Соединенных Штатах. В ней есть механическое отделение с паровой машиной, токарными станками и различными инструментами; физическое отделение, снабженное точными приборами, включающими даже телефоны системы Белла, Эдисона и Долбера, и фонограф; химическая лаборатория, оборудованная столь совершенно, что ничего подобного я прежде не видел, если не считать Бостонский технологический институт; отделение рисования и черчения; хорошая библиотека и прекрасный музей — в последнем среди прочего хранятся 900 видов полевых цветов, собранных в окрестностях города. Словом, подобной школой мог бы гордиться любой город такой же величины в Соединенных Штатах».

В Омске есть дубликат здания нашего реального училища, оно построено несколько позже по тому же проекту.

ПОДАРОК СТАРШЕГО КОЛОКОЛЬНИКОВА

Кроме главного корпуса, училищу принадлежали еще деревянный двухэтажный дом со службами, одноэтажный деревянный с баней и прачечной, квартира прислуги, службы для квартиры директора.

Училище располагалось на участке размером 3308 квадратных саженей и 2 аршина (по современному счету — 13232 кв.м, или 1,3232 га).

Упомянутый двухэтажный дом стоял на углу современных улиц Красина и Володарского. Это подарок купца Ивана Петровича Колокольникова училищу, сделанный в 1888 г. (здесь учились все его сыновья). В доме жили учителя.

О факте дарения напомнил 4 апреля 1916 г. один из наследников — Антон Иванович Колокольников, купец первой гильдии. Он писал в заявлении директору (в то время им являлся Б.П. Барсов), что жертвователь — «покойный родитель наш желал, чтобы в одном из этажей была квартира для законоучителя, однако уже почти 30 лет условия жертвователя не выполнены. Надо, наконец, это исправить».

Барсов нашел в делах училища за 1888 г. дарственную, в которой сказано, что дом «подарен в собственное и полное владение» и «нельзя усмотреть воли жертвователя о предоставлении квартиры законоучителю». На этом переписка с Антоном Ивановичем закончилась.

Я в 1961 г. еще застал этот дом на старом месте, от его стен до обрыва к реке Туре было не более полутора метров. Тут жили студенты и преподаватели сельхозинститута. В конце 1960-х гг. дом разобрали, перевезли в поселок Рощино (учхоз), где он служил общежитием до середины 1980-х годов, когда погиб в огне пожара.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Здание сельхозакадемии объявлено памятником архитектуры конца XIX века, поэтому при современных ремонтах стараются не нарушать его внешнего вида и внутренней обстановки.

Наиболее крупные потери понесло здание в 1960-е гг., когда из аудиторий убрали голландские печи с изразцами. В начале 1950-х годов в здании устроили водяное отопление с чугунными батареями, в левом крыле имелась своя кочегарка, а в середине 1960-х ее подключили к ТЭЦ.

Во время ремонта в начале 1980-х устроили по-новому крыльцо главного входа. Прежде оно было пирамидообразным, подниматься на крыльцо можно было с трех сторон по пяти ступеням. В ходе ремонта высота крыльца оставлена прежней, у двери лежит старая («родная») плита. Входят на крыльцо с двух сторон по ступеням, спереди крыльцо ограждено дуговидным барьером. Эти изменения были утверждены в архитектурных организациях города.

По-моему, новый вход в здание стал красивее прежнего…

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта