Опера, обреченная но успех
До последнего момента было неясно, как будет выглядеть опера «Человеческий голос» в новом варианте.
И все потому, что маэстро Антону Георгиевичу Шароеву пришла в голову мысль совместить несовместимое и предложить исполнить монооперу, рассчитанную на одну вокалистку, сразу двум певицам. Шароев волновался: смелые эксперименты не всегда оказываются удачными, иногда с треском проваливаются. Но только не в этот раз. В чем зрители и убедились в субботу, когда на сцену филармонии вышли оркестр «Камерата Сибири» и две певицы -Оксана Дегтярева из Магнитогорска (именно в ее исполнении тюменцы впервые услышали «Человеческий голос») и Наталья Флоренская, знаменитая актриса театра и кино, живущая в Италии.
Идея «дать слово» сразу двум певицам возникла у Шароева потому, что сами авторы оперы разошлись во мнениях о том, какой должна быть главная героиня. В лирической трагедии Жана Кокто она — зрелая женщина, в опере Франсиса Пуленка — молодая привлекательная барышня. Шароев показал и ту, и другую. Они такие разные, но переживают одну и ту же трагедию неразделенной любви. Только в варианте Оксаны Дегтяревой это одна из первых трагедий в жизни, а в случае с героиней Натальи Флоренской — одна из последних.
Итак, на сцене героиня, оставленная возлюбленным, в последний раз разговаривает с ним по телефону. Реплики ее собеседника не слышны, и о них слушатель может догадаться только по реакции героини. Внешнего действия в опере нет, все сосредоточено на раскрытии внутренней драмы. Выразительная вокальная партия, где мелодия гибко передает оттенки чувств и душевного состояния героини, богатый тембрами оркестр раскрывают тему страдания женщины, ее тоски по счастью.
… Если изначально планировалось, что две певицы будут исполнять свои партии одновременно, то в итоге маэстро решил сделать и вовсе невиданное, а именно срежессировать параллельное исполнение оперы и драмы. Дегтярева поет по-французски, а Флоренская, по сути, переводит слова оперы на русский язык, но делает это настолько артистично, что, сидя в зале, невозможно выбрать, на кого из двух исполнительниц смотреть.
Смелый эксперимент, на который никто до сих пор не отваживался, — удался. Риск оправдан, публика очарована.
Вообще-то, успех вполне можно было, и предречь, раз за дело взялся маэстро Шароев.
***
фото: Одна героиня в исполнении двух актрис Оксаны Дегтяревой;Натальи Флоренской;Музыканты оркестра «Камерата Сибири» Юлия Прямова (скрипка);Мария Блажевич (клавишные)