Коротко о длинном, просто о сложном
Фредерик Бегбедер. «Лучшие книги XX века. Последняя опись перед распродажей». «Флюид», 2008.
Задуманное у Бегбедера получилось. По крайней мере, мне точно захотелось перечитать (а многое — прочесть в первый раз) те книги, речь о которых идет в сборнике эссе.
История такая: модный французский литературный критик, писатель, сочинитель искрометных рекламных слоганов и завсегдатай разных телешоу Бегбедер взял за основу своего сборника «горячий полтинник», то есть 50 лучших книг XX века. Надо сказать, что список он составил не сам: этим в 1999 году занимались газета «Le Mond» и сеть книжных магазинов «FNAC». Они опросили шесть тысяч соотечественников, так что результат получился с уклоном во Францию, и Бегбедер периодически сетует на то, что в список не попали многие из его любимых авторов. Он даже не поленился перечислить более 70 имен этих незаслуженно забытых.
Зато в 50 лучших попали не только классики литературы, но и успешные сочинители бестселлеров, например, Агата Кристи, Маргарет Митчелл или даже авторы комиксов про Астерикса — Госсиньи и Удерзо. Как уже сказано, список включил в себя по большей части французских авторов, либо писателей, долгое время живших во Франции (или связанных с ней творческими узами), как, например, поляк по происхождению Аполлинер, чех Кундера, румын Ионеско, американец Хемингуэй, русский Набоков.
Впрочем, есть в этом перечне и не связанные судьбой с родиной Дюма и Бальзака европейские и американские писатели. Большая часть попавших в список — лауреаты Нобелевской и Гонкуровской премий, представители различных модернистских течений. Совсем нет писателей из Азии, Австралии и Африки. Нет и ряда авторов, без которых мировую литературу вообще трудно представить — Гессе, Борхеса, Акутагавы. Но, как говорит Фредерик Бегбедер, что уж имеем.
На каждого автора он отвел всего по три странички, написал коротко, емко, остроумно и нахально. Начав читать книгу, я даже восхищалась смелой парадоксальностью Бегбедера, который, в целом, умеет ухватить и передать суть разбираемых книжек. А среди них, между прочим, есть «Улисс» Джойса! Попробуйте-ка уложить его в три станицы!
Бегбедер и сам неприкрыто любуется своими пассажами, даже не стесняется обращать на них внимание читателя.
Например, говоря о «Презрении» Альберто Моравиа, он пишет: «Закончу каламбуром, которым очень горжусь: в современном мире мужчина, герой Моравиа, пожизненно мертв». «Маленького принца» Сент-Экзюпери он называет единственной волшебной сказкой XX века. Солженицына сравнивает с Данте. Раскланивается перед Эко с его «Именем розы». Запросто пересказывает «Сто лет одиночества» Маркеса. Брезгливо кривится по поводу романа «Унесенные ветром» Митчелл… Бегбедер пишет коротко о длинном и просто о сложном.
Он не стесняется своей субъективности, рождающихся ассоциаций (иногда, как мне кажется, не совсем уместных) и, рассказывая о других, не забывает то и дело обращать внимание на себя самого по принципу «себя я не люблю, но очень нравлюсь».
Признаться, то, что чуть ли не каждое эссе начинается со слов «на этой позиции снова не я», несколько утомляет. Но это уже придирки.
Книга иронична и несколько легковесна? Да, она вдребезги разбивает каноническое воздыхательное отношение к классикам. Серьезные филологи враз отвернут от нее оскорбленные носы. Начитанные не филологи вроде меня где-то посмеются, где-то поморщатся, но интересное в этой книге, несомненно, найдут. А у тех, кто привык читать хоть что-нибудь только с подачи вот таких модных, как Бегбедер, авторов, будет повод проштудировать ряд классических произведений. Что для начала, согласитесь, неплохо.
Вот только жаль, что нет подобной книжки о русской литературе. Все-таки, в сборник Бегбедера вошли лишь «Лолита» Набокова и «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына. А хотелось бы стряхнуть пыль и с других книг, любовь к которым нам вдалбливают в школах, и которые мы ненавидим потом всю жизнь и не перечитываем.
Бегбедер сто раз прав, когда пишет: «Шедевры не терпят поклонения, им нравится жить — иными словами, они хотят, чтобы их читали и зачитывали до дыр, обсуждали и осуждали».