«Серый» из поезда
— Телефоны, сотовые телефончики. Недорого!
Проехав в поезде от Тюмени до Екатеринбурга, эту фразу можно услышать раз двести. А от назойливых продавцов — главным образом, цыган — которые бегают из вагона в вагон, рябит в глазах.
Кажется, это новое поветрие, которое пришло на смену бабушкам с пирожками, шалями и печатной продукцией. Только вот если при покупке журнала ты видишь, за что отдаешь деньги, о телефоне этого сказать нельзя. Какого он качества? Откуда привезен и где гарантия, что через два месяца он не сломается или не выяснится, что краденый?
Кроме того, что продают кота в мешке, самозваные торговцы не упускают и возможности смошенничать. В плацкартном вагоне поезда N 393 Волгоград — Нижний Тагил, где я ехала, на глазах у всех чуть не обжулили компанию мужчин, обвинив их в краже одного из своих телефонов. Дескать, те под шумок спрятали мобильник в карман. К счастью, мужики оказались не настолько наивны, чтобы поддаться на провокацию. А у меня возник вопрос: контролирует ли кто-нибудь бойкую торговлю телефонами сомнительного происхождения?
За ответом обратились в линейное управление внутренних дел на транспорте.
Как рассказывает начальник отдела охраны общественного порядка Михаил Рукосмотров, этой проблемой занимаются сразу два отдела: по борьбе с нарушениями на потребительском рынке и по борьбе с экономическими преступлениями.
Известно, что цыгане с накруткой в несколько раз продают в поездах «серые» телефоны китайского производства, которые за копейки покупают во Владивостоке. Во многих случаях такие аппараты ничем не отличаются от обычных. Если так, скажете вы, то зачем платить больше? Все очень просто. На «серые» телефоны не распространяется гарантийное обслуживание в официальных сервис-центрах. При поломке ваш телефон, в лучшем случае, будет отремонтирован каким-нибудь народным умельцем.
Если аппарат не предназначался для поставки в Россию, существует вероятность того, что в его меню отсутствует русский язык. Если вас не заботят имена в записной книге, набранные латинскими символами, и вам не нужны русские SMS — пожалуйста. Но что делать тем, кто английский язык знает лишь по двум-трем фразам? Выход лишь один — идти к тем же «народным умельцам», чтобы те заменили прошивку на русскоязычную.
К сожалению, поймать за руку торговцев в поездах не так-то просто.
— В первую очередь, это вина начальника поезда, который разрешает торговлю. Когда известно, что будет милицейское сопровождение, в поезда обычно не сажают продавцов, — объясняет Михаил Рукосмотров. — А теперь они еще поступают хитро: покупают себе билет и едут легально как обычные пассажиры. Когда проходит милиция — прижмутся и сидят тихо. Как только люди в форме уходят, снова принимаются за свое…
Заместитель начальника отдела по борьбе с экономическими преступлениями Андрей Петельский говорит, что формально по закону продавцов «серых» телефонов не за что привлекать ни к уголовной, ни к административной ответственности:
— Что касается административных нарушений, у нас в области есть закон, запрещающий торговлю в неположенных местах. Но в поездах действует федеральное законодательство. К уголовной ответственности тоже не привлечь, потому что эти люди не сами изготовляют контрафакт, а являются перекупщиками. Наверно, можно какую-то схему продумать. Но так ли уж плохи «серые» телефоны? Они работают как обычные. За все время к нам ни разу не поступило, ни одной жалобы от жителей по таким телефонам.
Выходит, пока пассажирам поездов придется терпеть бесконечный конвейер продавцов и самостоятельно делать выбор в пользу дешевизны или хоть какой-то гарантии качества.