X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Любимая мелодия металла

Когда Борис Захаров только начинал работать жестяных дел мастером, особым спросом пользовались дымники с фигуркой петуха на верхушке: поверье такое — петушок должен уберечь дом от всяких напастей.

А сейчас Бориса Анатольевича все чаще просят изобразить на дымнике другую птицу — орла. Причем двуглавого.

— Ну, тут уж вряд ли о каких-то приметах можно говорить, скорее, просто мода. А что? Мне орел и самому нравится, — Борис Анатольевич показывает нам уже почти законченный дымник вишневого цвета. — Я для своего дачного домика почти такой же сделал — тоже с двуглавым орлом наверху.

Хотя о себе Захаров позаботился в последнюю очередь, когда уже совсем неудобно стало перед знакомыми: как так — дом жестяного мастера и без дымника на трубе?

— Это же, как сапожник без сапог, — улыбается Захаров. — Вроде начнешь что-то для себя делать, а тут новый заказ поступает. Понятно, что все сразу откладываешь…

На каждый дымник индивидуального заказа уходит примерно два дня работы. Сначала нужно разлиновать тонкий металлический лист (его толщина всего полмиллиметра), потом вырезать детали, а затем аккуратно сделать тонкие швы, по которым эти детали будут соединяться — и все без единого гвоздя и без сварки.

— Когда я приступил к работе в цеху — 1974 году, жестянщики обходились тремя инструментами: виброножницами, штангенциркулем и деревянной киянкой, — рассказывает Борис Анатольевич. — Станками, ручными и электрическими, начали пользоваться уже позже. В основном, для изготовления простых дымников, которые без узоров. А штучные заказы по-прежнему делаются вручную.

Например, шестигранные воронки для водосточных труб. По словам Захарова, работа над ними — самая трудоемкая. Без помощника мастеру с ней не управиться: один должен придерживать детали, а другой по тонким швам соединять их, да еще так изловчиться, чтобы все было ровно, красиво и без царапинок.

— Зато потом как здорово пройтись по исторической части города — скажем, по улицам Семакова или Ленина! И увидеть, что вон на той трубе — воронка, сделанная твоими руками, и на другой — тоже, — с чувством говорит мастер.

Да и, вообще, почти каждый третий дымник или воронка в городе и пригороде — дело рук Бориса Захарова и его учеников. Спрос на эти изделия сохранился еще с давних лет, когда Тюмень славилась своими жестяными мастерами, а вот предложение поубавилось.

— Собственно, мы, жестянщики, все друг друга в лицо знаем. И свой дымник от дымника, который сделал другой, запросто отличим, — продолжает Захаров.

— А как иначе? Ведь в свою работу мастер обычно всю душу и фантазию вкладывает. Без этого никак!

Любовью к жестяному делу Борис Анатольевич заразил и своего сына Вадима, а потом — и племянника Андрея.

— Вообще, жестяное дело — преемственное. У меня много учеников было, но не у всех получалось. Того, кто надолго в мастерской задержится, видно сразу, — говорит Захаров.

Например, еще один его ученик — Николай Копасов задержался в мастерской на целых шесть лет и, по его словам, уже ничем другим заниматься не сможет.

— Это так здорово, когда в твоих руках чистый металлический лист превращается в настоящее произведение искусства! — разговаривая с нами, Николай ловко сгибает швы на деталях будущего дымника. — Вот так посторонний человек посмотрит на эти листы и даже представить себе не сможет, что совсем скоро они превратятся в кружева.

А еще в кошечек, обезьянок, собачек, голубей, белых медведей, ну и, конечно, двуглавых орлов. Эскизы верхушек дымников у Захарова всегда под рукой — он примерно знает предпочтения своих заказчиков: некоторые сами спрашивают совета и полностью доверяются опыту мастера. А некоторые приносят свои собственные чертежи узоров и фигурок.

— Ну а с цветами проще. Для дымника подходит либо естественный металлический цвет, либо «шоколад», «вишня» или «мох» — это темно-зеленый цвет. Наши поставщики уже привыкли к тому, что мы звоним и спрашиваем: «А у вас шоколад еще есть?» — улыбается Захаров.

… Через двадцать минут, проведенных в цеху, у непривычного человека начинает кружиться голова. Во-первых, от разнообразия красивых резных дымников и воронок, которые как будто переносят тебя в далекое прошлое. А во-вторых, от шума: все тут сосредоточенно стучат деревянными молоточками по железу.

— Что? — перекрикивая шум, спрашивает Николай. — Да нет — мы к этим звукам давно привыкли. Для нас это и не шум вовсе, а мелодия, при звуках которой сердце радуется!

— У меня и шестилетний внук Никита ее уже полюбил, — с улыбкой добавляет Борис Захаров. — Прибежит к деду в цех, хватает киянку, стучит ей по металлу — и слушает. Тоже, значит, наш человек.

***
фото: Вот такие дымники нынче в моде;Борис Захаров;Его ученик Николай Копасов;В мастерской простые листы металла превращаются в настоящие произведения искусства

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта