X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

С милого севера в сторону южную

Ульяна Окотэтто и Руслан Хоротэтто приехали в Тюмень из маленького поселка Сеяха Ямальского района. Руслан говорит, что главная достопримечательность его родины тундра и олени. По ним он скучает даже больше, чем по родным и друзьям.

— Это мой молодой человек, — сказала Ульяна, когда я спросила про Руслана. В это время парень прыгал через нарты и преодолел уже более полутора сотен этих непростых препятствий. Прыжки через нарты — национальный вид спорта коренных северных народов. В Сеяхе нет специальных секций, где бы обучали таким прыжкам, как и в большинстве населенных пунктов Ямала и Югры.

Скажу без хвастовства, что в школьные годы я прыгала в длину лучше всех в классе. Но через нарты — не рискнула бы. Этот вид спорта требует владения особой техникой: препятствия довольно широкие и высокие, и наставлены так часто, что между ними едва хватает места для приземления. А задевать нельзя. Нельзя и останавливаться дольше, чем на пять секунд после преодоления цепочки из десяти нарт.

Руслан взял 156.

— Эх, если бы он хотя бы немного потренировался! — переживает за парня Ульяна. — Мог бы и рекорд поставить!

Ребята утверждают, что профессиональные спортсмены могут перепрыгнуть по 600 нарт и больше. Да и из них многие, когда жили в ямальских поселках, были куда прыгучее в дворовых соревнованиях, чем сейчас. Наверное, все-таки сказался долгий переезд (большинство участников приехало в Тюмень из Тобольска) и отсутствие времени даже на маломальскую разминку.

Лучший результат в прыжках в этот день показал Костя Тэсида из села Гыда Тазовского района. Он тоже не профессиональный спортсмен. Учится на физико-математическом факультете Тобольской педагогической академии. Прыжкам через нарты, как и его товарищи, научился в школе.

… А познакомились мы с этими ребятами в воскресенье в археологическом музее-заповеднике у озера Андреевское. В эти дни в Тюмени проходит областной фестиваль коренных малочисленных народов Севера, в рамках которого состоялось открытие этнографического центра «Стойбище».

Председатель областной общественной организации малочисленных народов Севера «Кедр» Владимир Климов рассказал гостям, что в эпоху неолита в районе Андреевского озера находилось одно из крупнейших культовых поселений древних народов Зауралья — Андрюшин городок, названный так в честь князя Андрея. Неизвестно, по какой причине жители покинули это место. Уходя, они сожгли все постройки. Археологи объясняют такое решение традициями древних племен — вернуть природе то, что было у нее позаимствовано на время.

Первые раскопки на этом месте провел еще в 19-м веке известный исследователь Иван Словцов. Позже, в 20-е годы прошлого века, на берегах Андреевского работала археологическая экспедиция под руководством П.А. Россомахина. Многие экспонаты находятся сейчас в экспозиции музея имени Словцова, филиал которого работает здесь же, на озере Андреевском.

И вот, через десятки веков, на этом месте вновь появились землянка, священный лабаз, глиняная печь для хлеба.

Современные постройки не воспроизводят быт Андрюшиного городка эпохи неолита, у них, по замыслу хозяев, задача скромнее: познакомить гостей стойбища с национальным колоритом коренных северных народов. Поэтому главной достопримечательностью стойбища является чум, хотя в этих краях в ту эпоху чумов не было.

— Раньше наши гости могли посетить чум только по праздникам, — говорит заместитель председателя «Кедра» Ирина Малых. — Мы ставили его прямо на земле. Сейчас сделали настоящий, стационарный, с деревянным полом и печкой. Здесь могут разместиться два десятка гостей -поесть ухи, погреться.

После подведения итогов чемпионата, в котором, к слову, наравне с парнями участвовали девушки (соревновались в прыжках через нарты, а также в исконно мужских видах спорта: метании тынзяна на хорей и перетягивании палки), все участники и гости фестиваля были приглашены к столу. Угощались остяцкой ухой, строганиной, пирогами с рыбой, брусникой в сахаре. Среди деликатесов были и кедровые орешки.

— Это моя мама, Маина Иосифовна Гришкина, передала, — потчевала проголодавшихся спортсменов Ирина Малых. — Она сейчас живет в поселке Тугияны Белоярского района. В этом году шишки мало, но она набрала несколько мешков.

Ирина рассказала, что Маина Иосифовна несколько лет преподавала в Тюменском госуниверситете хантыйский язык. Выйдя на пенсию, вернулась на родину предков. Сейчас ведет там традиционное хозяйство: рыбачит, собирает кедровые шишки, ягоду, грибы. А дело, начатое мамой, продолжает Ирина.

— Когда ребята приходят к нам в «Кедр», я предлагаю с порога: давайте говорить на родном языке, — рассказывает она. — Честно говоря, мало кто его знает. Но мы стараемся.

… Уже в Тюмени, выйдя из автобуса, я спросила у Ульяны и Руслана, собираются ли они после окончания учебы (Ульяна учится на госслужащего в ТГУ, а Руслан — на автомеханика в Западно-Сибирском колледже) вернуться в родное село?

— Пока не знаем, — честно признались ребята. — Наверное, после города жить в селе будет скучно.

***
фото: Спортивные и другие сюжеты этнографического центра «Стойбище»;Спортивные и другие сюжеты этнографического центра «Стойбище»;Спортивные и другие сюжеты этнографического центра «Стойбище»;Спортивные и другие сюжеты этнографического центра «Стойбище»;Спортивные и другие сюжеты этнографического центра «Стойбище»

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта