Культура БОМЖ…
То есть вез определенного места жительства
В Тюмени не хватает площадок для театральных и выставочных проектов. На минувшей неделе вести о культурных проектах без определенного места жительства сыпались со всех сторон: выставку комиксов свернули, едва открыв; молодежный театр внезапно попросили освободить помещение: коллекцию музейных предметов срочно перевозят из хранилища на неподготовленный склад.
НЕКРАСИВАЯ ИСТОРИЯ
1 октября в тюменской галерее современного искусства открылась выставка рисованных историй. Здесь было представлено сто картинок из числа лауреатов 9-го международного фестиваля комиксов «КомМиссия-2010», входящего в пятерку крупнейших в мире в этом жанре.
Но увидеть лучшие комиксы года смогли лишь немногие участники открытия экспозиции, так как уже вечером ее куратор Полина Борисова была вынуждена свернуть работы в рулоны — требования администрации галереи, выдвинутые в день вернисажа, оказались невыполнимыми для арт-агента. Другой площадки для выставки в Тюмени не нашлось.
В прошлом году Борисова уже привозила в Тюмень работы «КомМиссии-2009». Выставка, мастер-классы и творчески е встречи проходили в драматическом театре. Но театр, открывающий двери лишь для групп численностью от десяти человек, не слишком подходит для выставки комиксов.
На этот раз арт-агент обратилась в музей изобразительных искусств. Там пообещали рассмотреть возможность принять проект в следующем году.
От выставочного зала Союза художников Борисова отказалась сама: «Дом художника вынужден сдавать галерею в аренду. Мне претит мысль о тренинге по сетевому маркетингу на моей выставке. Хотя обвинять в чем-то Союз художников не вижу смысла, такая ситуация закономерна, когда искусство поставлено в жесткие рамки самофинансирования».
Запасным вариантом была галерея современного искусства на ул. Луначарского. Галерея работает бессистемно, но все же Борисова решила обратиться туда. Переговоры с хозяином шли то шатко, то валко, была достигнута устная договоренность о совместном проведении выставки, но договор о сотрудничестве куратору показали за два часа до открытия экспозиции. В нем галерея складывала все организационные и бытовые вопросы на куратора. И мыть пол в зале, и следить за выставкой в течение дня должна, по договору, сама организатор экспозиции. Куратор отказалась подписывать документ, и хозяин галереи Сергей Молодкин предложил вывезти все экспонаты до конца рабочего дня. Так бесславно закончилась эта нерисованная история.
Полина Борисова 20 лет занимается организацией выставок современного искусства в России и за рубежом, в Тюмени живет три года, продолжая «бороться с ощущением, что мы ничего не можем изменить». Нехватка выставочного пространства сопровождает проекты куратора с самого начала тюменской деятельности. В 2007 году экспозицию ее отца, Леонида Борисова, выставили из музея изобразительных искусств раньше срока, так как помещение понадобилось для переезда областной библиотеки.
Полина не унывает. Есть вероятность, что комиксы украсят выставку «Тюменская марка» в технопарке. Ну а если не состоится, у нее всегда есть искусство под открытым небом — Борисова курирует городские граффити-фестивали, ее группа райтеров разрисовывает тюменские здания многометровыми картинами, доказывая, что граффити не сводится к уродливым закорючкам на свежеокрашенных фасадах.
ТЕАТР СОГЛАСЕН НА ГАРАЖ
«Мимикрия» переезжает в новый дом: нежилое помещение, завод, гараж, заброшенный детский сад, загородный дом или?..» — так начинается пресс-релиз молодежного театра пластики, неожиданно потерявшего крышу над головой.
Два года «Мимикрия» давала представления в одном из павильонов торгово-развлекательного центра «Фаворит». До конца нынешнего года коллектив имел договор о льготной аренде помещения, но владельцы воспользовались своим правом расторжения договора и попросили освободить павильон до 1 ноября.
Режиссер Любовь Лешукова не склонна предъявлять претензии кому бы то ни было — она сама придумала театр, ей и нести за него ответственность. Сейчас артисты пакуют декорации, чтобы перевезти на временный склад. За помощью обратились к партнерам и спонсорам, в том числе в городскую администрацию.
Частные труппы в России не существуют как класс, все их можно пересчитать по пальцам. И если в городе самостоятельно зародился, вырос и развивается театр, поддержать его, казалось бы, — дело чести. Но пока очереди из желающих приютить актеров у стен павильона не наблюдается.
К 15 октября «Мимикрия» готовила новый спектакль — комедию «Слабости сильного пола», теперь премьера отодвигается на неопределенный срок.
ДЕРЕВО «ФТОПКУ»?
В сентябре областной комитет по культуре распорядился до конца года перевезти из фондохранилища краеведческого музея коллекцию предметов из дерева на временный склад — в актовый зал музея изобразительных искусств. Работники фондов уверены, что переезд равносилен уничтожению части коллекции.
Фондохранилище находится в здании Спасской церкви. «Там все завалено до потолка, любая работа с предметами невозможна, пожарные инструкции не соблюдаются», — говорит директор музейного комплекса Павел Головин. По его мнению, перед переездом в новое здание музейного комплекса следует пересмотреть коллекции: «В фондах много предметов, занесенных туда ошибочно под влиянием тотального собирательства».
Сотрудники музея не берутся судить о том, какие предметы хранятся зря, а какие стоит оставить (для этого есть регламентированная законом экспертиза), поэтому стремятся сохранить все, что им доверено. Их взбудоражил поспешный переезд без соблюдения инструкции по учету и хранению музейных предметов.
По инструкции порядок переезда таков: комиссия из хранителей и реставраторов проводит экспертизу каждого предмета; если предмет допустимо перевозить, даются специальные указания по его упаковке; в каждую коробку кладется опись. Коробки транспортируются в сопровождении милиции. На новом месте предметы оставляют в закрытой коробке для акклиматизации, затем они снова осматриваются, чтобы выяснить, как транспортировка повлияла на состояние.
«Особой осторожности требует перевозка хрупкого и гигроскопичного дерева в осеннее-зимний период, когда между помещением и внешней средой устанавливается перепад температуры и влажности», — говорит хранитель фондов Марина Волкова.
Деревянная коллекция включает порядка четырех тысяч предметов, переместить ее до 20 декабря с соблюдением всех тонкостей — невозможно. По словам Марины Волковой, крупные предметы перевозят грузчики как обычную мебель. В помещение, где не был проведен даже косметический ремонт (грибки, плесень, пыль губительны для старого дерева), где нет ни специальных стеллажей, ни климат-контроля.
При этом федеральный закон главной задачей музея называет обеспечение сохранности государственной коллекции. А устав музейного комплекса, принятый в 2009 году, гласит: «Перевод фондов в здание, не отвечающее условиям, — запрещен».
«Да вы видели, что было в Спасской в прошлом году, когда ее затопило?» — спрашивает Павел Головин. Видимо для директора этот факт — аргумент в пользу немедленного переезда. А коллектив фондохранилища обратился с письмами в управление Росохранкультуры по УрФО и союз музеев с описанием нарушений, грозящих сохранности музейной коллекции.
Напомним, здание музейного комплекса изначально планировалось для краеведческого музея, в расчете на его коллекции проектировалось и фондохранилище. Поскольку областной комитет по культуре намерен перевести в новое здание и музей изобразительных искусств, перед администрацией комплекса встала задача разместить в одном хранилище оба фонда.