«Октоберфест» по-тюменски
Немецкому празднику «Октоберфест» 17 октября исполнится двести лет. В этом году немецкая община Тюмени впервые решила отпраздновать старинный фестиваль пенного хмеля в Тюмени.
Широкой рекламы не давали, но народу пришло больше, чем способно вместить кафе-клуб ДНК «Строитель». Рассадили за столики, правда, всех, а вот танцевать (что за праздник без танцев?) было уже тесновато. В Германии Октоберфест празднуют так же широко, как в России Новый год. Судя по интересу к немецкой культуре и языку, который, отмечает председатель общины Артур Христель, в последнее время заметно возрос, фестиваль вполне может у нас прижиться. Только чтобы он не превратился в банальную пропаганду пива, нужно узнать и понять истоки, традиции и дух этого необычного праздника.
Потому и выбрали для первого фестиваля Дворец национальных культур, что здесь находится резиденция немецкой общины. Ее активисты — в основном, люди творческие, хотя, по большей части — пожилые. Они собираются в течение года, чтобы попеть в хоре, разучить национальные танцы или просто пообщаться на родном языке. Кстати, как выяснилось на празднике, мало кто из нынешнего поколения этнических немцев свободно разговаривает на немецком. Предки большинства наших земляков приехали в Западную Сибирь еще во времена Екатерины Великой, которая создавала иностранцам благоприятные условия для проживания и бизнеса. Они уже давно чувствуют себя русскими.
— Мой прапрадедушка родом из Штрасбурга, — говорит Елена Портная. — Там Мартенсы до сих пор живут. Мы ездили на родину предков, нашли даже дом, который когда-то принадлежал нашей семье. Сейчас там уже другие хозяева.
— А не было желания вернуться на историческую родину? — интересуюсь я. — Ведь в конце 90-х Германия активно зазывала своих соотечественников, предлагая жилье и работу.
— Некоторые родственники уехали. Но я считаю своей родиной Россию, здесь у меня много друзей, родных, любимая работа…
Елена Леонидовна преподает в Тюменской государственной сельхозакадемии иностранный язык. Правда, не немецкий, а английский. Но среди ее студентов нашлись поклонники немецкой культуры, и они тоже пришли на Октоберфест.
— История Октоберфеста началась 17 октября 1810 года, — поведала ведущая фестиваля. — В этот день состоялось бракосочетание принца Людвига Баварского и принцессы Терезы Саксонской. Ситуация в стране той осенью была напряженной, и, чтобы дать возможность простым мюнхенцам отдохнуть и повеселиться, в честь свадьбы устроили настоящий пир — с бесплатным пивом и конными скачками.
Результат превзошел все ожидания: народное гуляние мюнхенцев за два столетия переросло в международный праздник. Ежегодно он дает 12 тысяч рабочих мест, собирает более трех миллионов туристов со всего мира. Наравне с традиционными скачками появились новые развлечения: стрельба из арбалетов, аттракционы для детей и взрослых.
Главным символом праздника, как и двести лет назад, является пиво. Но не всякое, а специально сваренное — «октоберфестбир». Правом на его изготовление обладают только шесть лучших баварских пивоварен. В течение нескольких недель, с конца сентября по 17 октября, они продают его разным странам, жители которых пристрастились отмечать Октоберфест наравне с баварцами.
В ДНК «Строитель» октоберфестбир не завезли. Хотя древнюю традицию постарались соблюсти: Артур Христель исполнил роль бургомистра Мюнхена, и, открыв символический бочонок, воскликнул «Ozapfts is!», что означает «Открыто!», или, по-другому, «Начали!»
Гостей встречали и обслуживали «прекрасные баварки» в национальных костюмах — студентки института филологии и журналистики ТГУ. Многие из них познакомились с немецкой общиной задолго до этого праздника. Марию Смирнову привела сюда любовь к немецкой культуре. Она с детства, сначала увлекшись немецкой музыкой, а потом и изучением языка, старается побольше узнать о Германии, и планирует в ближайшее время поехать туда на учебу. Ее подруга и однокурсница, Нелли Герстнер, — этническая немка. Но в знании немецкого языка и традиций она ненамного опережает подругу.
— У меня родственники в Германии живут, — говорит Нелли, — собираюсь к ним в гости заехать во время языковой практики. Волнуюсь очень.
В это время кронпринц Людвиг, роль которого сыграл студент пятого курса ТГУ Иван Земцов, сняв корону и расшитый золотом плащ, пригласил всех гостей праздника на танец. Гости, среди которых оказалось много молодежи, охотно откликнулись и старательно повторяли за принцем нехитрые движения: четыре шага вперед, четыре назад, поворот, переход партнеров… Жаль, что настоящего немецкого танца так и не получилось: в тесноте танцоры наступали друг другу на пятки, а при переходах теряли партнеров в толпе. Но если, как надеется Артур Христель, Октоберфест станет в Тюмени традиционным праздником, у молодежи еще будет возможность разучить и этот, и другие народные танцы.
***
фото: «Прекрасные баварки» в национальных костюмах — лучшая реклама народных немецких танцев;Участники ансамбля «Квелле» не только пели и плясали, но и рассказывали гостям о национальных традициях;Мария Смирнова объявляет очередной конкурс;Танец настоящих баварцев