История сломанного памятника
Текутьевское кладбище готовится к благоустройству. Но если уже сейчас не принять мер по его охране, может статься, что благоустраивать будет нечего.
В редакцию обратился давний читатель «Тюменского курьера», ветеран Великой Отечественной войны Сергей Бабичев. Он рассказал, что неделю назад вандалы разрушили памятник на могиле его отца.
— К 9-му Мая мы покрасили оградку. Летом, когда приезжала дочь, еще раз были на кладбище, принесли новый венок. А недавно прихожу — памятник лежит на земле. Я написал заявление в отдел милиции, приезжали люди — делали фотографии, снимали отпечатки пальцев, — рассказывает Сергей Михайлович.
Вчера мы с ветераном побывали на Текутьевском еще раз.
Первым делом заходим в контору по изготовлению и установке памятников. Здесь Бабичев планирует заказать новый.
— Тут к вам дедушка. Говорит, вы договаривались о встрече, — женщины у кассы звонят директору ООО «Стандарт» Рашиду Хуснетдинову.
— Люди наши смотрели. Памятник у вас цел, дедушка, только тумба сломана и плитка с именем. Сейчас вам обсчитают, сколько это будет стоить, — вышел к нам Хуснетдинов.
— Получается, вы за свой счет будете все восстанавливать, Сергей Михайлович?
— Буду просить деньги с благотворительного счета «Победа», — говорит он.
— Расскажите про своего отца.
— Звали его Михаил Петрович Бабичев, 1894 года рождения. Был участником трех войн, это написано на плите: первой мировой, гражданской и Великой Отечественной. Прошел почти до Берлина. Почти рядом мы с ним были, а увидеться так и не смогли — война.
Мы подходим к памятнику. Рабочие подняли его и аккуратно положили рядом. Тумба раскрошена. Видно, что памятник поврежден не случайно. Сухостой здесь давно убрали. Техникой зацепили? Тоже исключается, потому что ограда вокруг цела. Кто-то намеренно пытался свалить памятник, причем силу при этом надо было проявить недюжинную.
— С текстовкой к нам зайдите обязательно — что надо на плите написать, — просит Рашид Хуснетдинов.
— Я хочу плиту побольше, чтоб обратить слова еще и к матери.
— Плита идет стандартная, больше мы вам сделать не сможем. Если только шрифт использовать помельче.
— А видно будет?
— Вам видно, мне — видно.
— Нет, надо чтоб было видно всем, — настаивает Бабичев.
Идею благоустроить кладбище Сергей Бабичев поддерживает. Считает, что это хорошо: ведут инвентаризацию, убрали сухостой, положат плиты на безымянные могилы. Но в первую очередь, по его мнению, надо заняться ограждением.
— Я думаю, если бы не дыра в заборе со стороны улицы Малыгина, то на кладбище не ходило бы столько людей, зачастую нетрезвых, и все было бы в порядке, — считает ветеран.
По проекту благоустройства, памятники и ограды, за которыми ухаживают родственники и которые имеют историческую ценность, останутся такими, как есть, никто их трогать не будет. Определит эту самую историческую ценность специальная комиссия. Главное, чтобы памятники сохранились до ее решения.
***
фото: Сергей Михайлович Бабичев у могилы отца