Шахматы, Шантуров и Всемирная Олимпиада
В понедельник закончилась Всемирная шахматная Олимпиада, которая проходила в Ханты-Мансийске. В соревнованиях приняли участие посланцы 150 стран. За Россию выступало пять команд. Такого большого числа участников не было представлено ни от одной страны.
По правилам Олимпиады, на соревнования можно отправить максимум четыре команды от каждого государства. Многие участники были против включения в список пятой российской команды — «Тюмень-Ямал». Но после долгих переговоров, уже ночью после торжественного открытия, организаторы Олимпиады приняли беспрецедентное решение — разрешить этой команде играть в престижнейшем мировом форуме.
Во многом это заслуга Геннадия Шантурова, бессменного председателя Тюменской областной шахматной федерации. Вчера он пришел к нам в редакцию вместе со своим другом Всеволодом Бессарабом. Они поставили на стол шахматную доску и расставили фигуры.
— Я скоро сама начну учиться играть в шахматы! — невольно вырвалось у вашего корреспондента.
— Почему бы и нет? Уже 60 лет играю в шахматы. Начал осваивать эту игру, когда мне было два года, — смеется Геннадий Яковлевич.
— Мне уже поздно. Я, наверное, не пойму…
— Неправда! Начать интересоваться шахматами никогда не поздно. Конечно, чем раньше, тем лучше. Об этом, кстати, мы разговаривали на международной конференции «Шахматы — инструмент повышения интеллектуального уровня детей». Конференция проходила в Ханты-Мансийске параллельно Олимпиаде. Поднимались очень важные вопросы. Понимаете, мы хотим, чтобы шахматы стали одним из основных предметов в средней школе и детском саду. Нам удалось ввести шахматы в качестве дополнительного занятия в половине тюменских школ.
— Какого результата вы хотите добиться от введения этого предмета? Думаете, детям это будет интересно?
— Уверен, что это им будет полезно. Шахматы, например, — это хороший способ снять напряжение. Уже не говорю о том, что они помогают кон центрироваться, улучшают внимание и память. И вообще, шахматы — это язык, на котором могут разговаривать люди из разных стран! Что еще раз доказала Олимпиада.
— Да, об Олимпиаде я и хотела с вами побеседовать. Вам удалось добиться участия тюменской команды в этих соревнованиях.
— Да, организаторы сказали, что такого больше не повторится, — засмеялся Геннадий Яковлевич. — Я хотел доказать, что тюменская команда достойна участия. Мы заняли 70-е место. Хотя не могу назвать это поражением. Мы не ставили перед собой задачи обыграть всех — что, в принципе, и невозможно. Главное, что наши ребята получили хороший, замечательный, уникальный опыт. Даниил Юффа, Сергей Савицкий, Александр Копылов и Павел Потапов показали себя с лучшей стороны. Так получалось, что против них выступали очень сильные соперники. Международный гроссмейстер Евгений Прокопчук, руководитель и тренер команды, и Николай Толстых, капитан команды, основательно готовили ребят к соревнованиям. Это тоже нужно отметить.
Конечно, если бы не материальная помощь департамента по спорту и молодежной политике, ничего бы у нас не получилось. Проживание и дорога оплачивались департаментом. Кроме того, удалось отправить 30 человек на Кубок губернатора.
— Может быть, пора рассказать и о ваших заслугах, Геннадий Яковлевич? — спросил Всеволод Владимирович.
— Так получилось, что одновременно в Ханты-Мансийске проходил и VI Кубок губернатора. Я давно не участвовал в таких соревнованиях. И совсем неожиданно для меня.
— Как это неожиданно? Вы показали себя лучшим комбинационным игроком на этом турнире! Геннадий стал победителем соревнований среди ветеранов старше 55 лет. Евгений Прокопчук следил за его играми. Согласен с его мнением, что последний поединок Геннадия можно смело включать в золотой фонд шахматного искусства, — эмоционально сказал Всеволод Бессараб.
— Расскажите мне, что это за поединок?
— Мы можем не только рассказать, но и показать эту партию. Всеволод как раз для этого принес шахматы.
— Вы помните все комбинации? — не переставала удивляться я.
— Конечно! Такие партии не забываются. Когда игра закончилась, я подошел к Всеволоду и сказал чуть шутливо: «Наверное, сыграл свою бессмертную партию». Больше четырех часов просидел за шахматным столом. Потерял уйму сил и энергии. Даже стоял на поражении. Пожертвовал четыре фигуры.
— Жертвовать фигуры — это всегда риск?
— Вообще, современные шахматисты боятся пожертвовать даже одной фигурой. Это очень большой риск. Но он того стоит.
В конце нашей беседы Всеволод Владимирович и Геннадий Яковлевич воссоздали ту, теперь знаменитую, партию. Конечно, это заняло не четыре часа, а всего несколько минут. Не было того напряжения и «войны нервов». Жаль, что я не слишком разбираюсь в древней мудрой игре и не могу оценить всей сложности построений на черно-белой доске. Но кому-то эта партия наверняка сослужит добрую службу в качестве своеобразного учебного пособия. Почему нет?
***
фото: Геннадий Шантуров за доской