На музейный чердак, к часам
Главным городским часам Тюмени нужна экстренная помощь.
Нет, они не остановились: идут и даже показывают точное время. И если вы обратили внимание, то с недавнего времени куранты оглашают округу приятным мелодичным звоном. Правда, записанном на компьютере и в нужный час воспроизводимым.
— От деревянной звонницы остался лишь фундамент на чердаке музея «Городская Дума», но ее можно восстановить или построить другую, — рассказал техник башенных часов Леонид Парфенов.
Он и заведующий музеем Денис Трушников специально пригласили журналистов в маленькую комнатку наверху, под этим самым чердаком, где и находится обитель часовщика.
Мастерскую привели в порядок и рассчитывают, что история главных городских часов, как их называют сотрудники музея, заинтересует посетителей. С полным право м заявляю : не может не заинтересовать, потому что я сама там была. Даже умудрилась сесть на стул, не подозревая, что это антиквариат. Меня, разумеется, попросили встать и ничего не трогать. А очень хотелось! Например, провести рукой по шершавой поверхности шкафа, который старше меня на две сотни лет.
В этой каморке размером три на три так много всего: только часов штук пять. Но больше всего завораживают мерное покачивание маятника и керосиновая лампа — она светила часовщику по вечерам.
— Раньше часы от посетителей закрывала стеклянная дверь, причем стекло специально было замутненным, — рассказал Трушников плотно набившимся в мастерскую журналистам.
С недавних пор эту не когда секретную дверь открыли: в музее появилась новая экскурсия, связанная с историей старинных часов.
Как увлекательно слушать и одновременно рассматривать движущиеся шестеренки! Денис Трушников рассказал одну из многих историй, дошедших до нас из прошлого:
— Все часы в мире связаны неведомыми силами друг с другом, поэтому если прикоснуться к этому маятнику, то любовь будет длиться столько, сколько идут часы…
— Можно прикоснуться? — тут же спросила одна из представительниц СМИ, протянув руку к качающемуся маятнику.
Леонид Парфенов чуть сморщился, как от боли, но разрешил. Рука тут же отдернулась: девушка, видя реакцию Леонида, передумала.
Мастер больших и очень больших часов улыбнулся и смягчил обстановку. Он с такой любовью рассказывал о своих подопечных, что больше вопросов не возникало и не появлялось желания что-либо трогать.
… Парфенов надел нарукавники (без них он к механизму не подходит, ведь с часами, как с пациентами в поликлинике, главное — не навредить). Кстати, посетителям тоже предложат надеть нарукавники и фартук. Только после этого можно будет зайти в мастерскую.
Леонид рассказал, что часы созданы по подобию московских курантов. Состоят из трех частей, на первый взгляд одинаковых. В рабочем состоянии находится только та часть часов, что посредине, с маятником. Она и отвечает за ход часов. Та часть, что слева, нуждается в восстановлении: с ее помощью горожане слышали бой часов.
— Вот эти шестеренки отвечают за мелодию, здесь — барабан, он крутился и вот эти рычажки приводил в движение, а те стучали по нему, приводя в движение колокола, — Парфенов делает рукой круги для пущей убедительности.
Чтобы вернуть часам родную мелодию, нужен весьма дефицитный умелец этого профиля. Музей его ищет.
— Есть желание восстановить все до мельчайших нюансов, — говорит директор Трушников. — Но, как и во всех музеях, задачу мешает решить финансовый вопрос.
Он сообщил, что точной суммы, которая потребуется, назвать пока не может: есть несколько проектов звонницы. Окончательный вариант планируют вынести на обсуждение горожан, чтобы и они приняли участие в судьбе главных часов Тюмени.
Кстати, посетители выставки «Часовая мастерская» автоматически станут спонсорами. Стоимость экскурсии — 350 рублей на двух человек (больше здесь просто не поместится). Деньги пойдут в своеобразный фонд восстановления часов.
Еще думают о покрытии позолотой циферблата и венчика. Затраты составят 19 тысяч рублей. В прошлом году Леонид Парфенов покрыл золотом только стрелки. И то, говорит, на свои личные сбережения. К 9-му мая помыл, и часы снова заблестели.
— Праздник, а они — непраздничные! Поэтому подумал, привязал себя веревками и полез с тряпкой мыть, — вспоминал Парфенов.
… У этих часов много секретов. Например, с обратной стороны на них запечатлены автографы известных тюменцев. Не скажу, кого. Пусть останется тайной, как невидимая часть Луны. Время — оно вообще вещь загадочная.
***
фото: Леонид Парфенов