Иногда театр начинается со… швабры
Считается, что театр начинается с вешалки. Конечно, в этом высказывании есть доля юмора. Ведь о том, с чего начинается театр на самом деле, знают немногие…
Театральная студия «Буриме», например, начинается… со швабры и ведра воды. И это вовсе не шутка. Молодые ребята занимаются в небольшой аудитории N 200 академии культуры, искусств и социальных технологий. Поздним вечером, когда студенты расходятся по домам, ребята выносят парты из кабинета в коридор. Каждый день коллектив выбирает двух дежурных, которые моют аудиторию. Во время тренингов ребята кувыркаются и выполняют различные упражнения, поэтому чистый пол просто необходим.
— Сейчас линолеум подсохнет, и можно будет пройти в зал, — встречает нас у дверей Никита Бетехтин, руководитель тренингов и режиссер театра.
Время — полвосьмого: небо за окном становится темно-синим. В коридорах академии тихо, свет выключен. Ребята приходят на занятия после учебы и работы. Они — студенты разных университетов и специальностей: и педагоги, и психологи, и менеджеры. Многие уже работают. Но это не мешает им проводить здесь по несколько часов.
В мае студии «Буриме» исполняется два года. Ребята еще не поставили ни одного спектакля. Чтобы выйти на сцену и показать даже небольшой этюд, необходима подготовка. И Никита не жалеет своих учеников: каждый раз придумывает какие-нибудь новые задания.
ПОЛЕЗНАЯ УСТАЛОСТЬ
Все воспринимают театр по-разному. Одни приходят на спектакль, чтобы получить удовольствие. Другие — чтобы развлечься. Третьи — чтобы, замерев, всматриваться в игру артистов.
Для актера же театр — это работа. Разбитые колени и боль в мышцах.
Многие мечтают стать известными актерами и актрисами. Но это не так просто. Наверное, поэтому Никита Бетехтин ставит перед собой главную задачу — выбрать из всех самых стойких и сильных. Те, кто ждет от театра только цветов и оваций, надолго здесь не останутся.
Никита без слов указывает ладонью на пол, и двадцать человек в черных футболках и трико садятся.
— Здравствуйте. Чем сегодня займемся? — спрашивает он.
— Воображением, — доносится голос с последнего ряда.
— Речью, — предлагает мальчик в очках.
— Холодно для речи, — замечает другой.
— Может, лучеиспусканием? — вдруг спрашивает девушка с длинными волосами.
— Почему бы и нет, — улыбается Никита. — Встаем. Разминка.
Ребята поднимаются с пола и начинают бегать по кругу. Причем тут театр? Какой-то урок физкультуры. Приставные шаги, прыжки, бег. Немного отдохнули: глубокий вдох носом, выдох — через рот.
Выстраиваются в очередь. От одного края аудитории до другой нужно выполнить кувырок. Девушка небольшого роста испуганно смотрит на парней, которые ловко выполняют трюк. В очередь она встает самой последней.
— Ну что за театр, который не умеет кувыркаться? — строго спрашивает Никита.
Он подходит к девушке и помогает выполнить упражнение. Второй и третий раз она повторяет сама. Никита улыбается, а ребята аплодируют.
— Устали? Мне это нравится, — потирая ладони, говорит режиссер.
Следующее задание — разогреть ладошки. Видно, что актеры делают это не в первый раз. Растирают ладони друг о дружку так, что, кажется, искры летят. Теплыми руками разогревают спину, руки и ноги своих напарников. Воздух в аудитории постепенно начинает согреваться. Мне даже становится жарко.
Незаметно проходит час. Мы переглядываемся: мол, хватит мучить ребят. И где же то самое «лучеиспускание»? Так можно и остаться ночевать в академии.
После еще нескольких упражнений разминка закончилась. Что же будет дальше?
АКТЕРЫ — ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ
Дальше — самое интересно, но и самое сложное. «Лучеиспускание» — это, оказывается, способ применить интуицию на практике.
Станиславский считал, что седьмое чувство — это вовсе не миф. Его можно развить и научиться чувствовать лучше, острее, чем другие. Если долго думать о близком человеке, он может это ощутить. Позвонить, приехать. Для актера чувствовать партнера — одна из важнейших задач.
Никита решил провести эксперимент. Разделил группу на две части . Первая десятка встала спиной к другой. В полной тишине режиссер выбрал одного из тех, кто отвернулся, и указал на него ребятам. Их задача очень проста — изо всех сил звать этого человека. Только мысленно!
Никита убедил нас, что человек обязательно «услышит» и повернется. В первый раз эксперимент не удался. И во второй.
Никита заволновался.
— Всегда получалось. Что сегодня с вами? — тихо спросил он.
Я начала мысленно проговаривать: «Ну же! Оглянитесь!». Но и это не помогало. Шарлатанство?
А режиссер не останавливался. Ребята повторяли упражнение раз за разом.
Все замерли. Все мысленно звали девушку с вьющимися волосами. И вот она, словно услышав призыв, робко оглянулась. Ребята зааплодировали. Никита вскочил со стула:
— Вот оно! Вот оно! Еще раз!
Молодые люди повторяли упражнение трижды. Все попытки заканчивались успешно. Никита Бетехтин вновь заулыбался.
— Сколько? — спросил он.
— Без пятнадцати девять.
— Сколько? Пора заканчивать. Ребята встали в шахматном порядке. Режиссер попросил их обнять себя. Вспомнить о ком-то очень близком, о любимом человеке. Кто-то улыбался. Кто-то просто менялся в лице. Мне тоже захотелось закрыть глаза. Подумать о родителях, брате. А вовсе не о том, что уже поздно и я очень устала.
… Так заканчивается еще один тренинг студии «Буриме». Совсем скоро Никита планирует задействовать ребят в нескольких этюдах. Выступить на тюменском фестивале «Живые лица». Он не торопится. Ведь из академии ребят никто не выгоняет. Преподаватели даже одобряют работу Бетехтина.
Молодые люди аккуратно заносят парты в аудиторию. Расставляют стулья и переодеваются. На послезавтра назначено следующее занятие.
***
фото: Какие только не придумывает Никита упражнения своим подопечным;Ребята внимательно слушают своего преподавателя;Никита Бетехтин;Надежда Вишнякова вспоминала любимого человека