«Каштанка» — попадание в зрителя
Помню, я в детстве смотрела старый, еще 1952 года, мультфильм «Каштанка» режиссера Михаила Цехановского, и в конце буквально ненавидела мальчика Федюшку, ради которого собака оставила цирковую карьеру.
Как можно было отказаться от всего этого праздника жизни, от сытной еды, компании дрессированных зверушек, хозяина-артиста? Ради того, чтобы снова спать под верстаком в комнатушке столяра, пропахшей лаком и стружкой? Я этого не понимала.
Поняла, кажется, теперь, после спектакля «Каштанка», что в рамках фестиваля «Золотая Маска» привез в Тюмень новосибирский театр «Глобус».
— Она вернулась, потому что мальчик — ее хозяин, и она его любит? — шепотом спросила девочка лет шести у мамы, они как раз сидели в следующем ряду.
Думаю, малышка правильно поняла сюжет.
ГОВОРЯТ АРТИСТЫ
Впрочем, сами артисты театра «Глобус» говорят, что их вариант «Каштанки» каждый понимает по-своему. И каждый по-своему прав.
До начала спектакля актеры в своих гримерных согласились пообщаться с журналистами.
— Ничего, если мы попутно гримироваться будем? — весело спросила заслуженная артистка России Наталья Орлова, сооружая на голове смешные хвостики — якобы свинячьи ушки, она играет Свинью Хавронью.
Сразу рассказала о впечатлениях от Тюмени: днем для актеров провели большую экскурсию по городу. При чем новосибирских артистов порадовал не только благоустроенный центр с красивыми новыми зданиями, но и остатки старинной деревянной Тюмени. Вот где живет дух города, считают они.
А от здания нашего театра они — в восторге. Правда, во время репетиции нашли на сцене «звуковую ямку» — если стоять на этом месте и произносить, к примеру, монолог, то не очень хорошо слышно в зале. Однако предупрежден — значит, вооружен. Передвижения на сцене скорректировали таким образом, чтобы в «ямку» не попасть.
А еще актеры из Новосибирска очень хотят посмотреть тюменские спектакли, вот только в этот раз не удастся: мешает слишком плотный график.
Наталья Орлова открыла некоторые секреты «Каштанки». Спектакль задумывался для взрослых, но, к радости актеров и постановщиков, понравился и детям.
— Хотя воспринимают они его по-разному, — уточнила Наталья Викторовна. — Когда выходишь на аплодисменты, видишь лица и детей, и взрослых. И если первые в восторге от почти циркового шоу, то вторые, скорее, испытывают светлую грусть.
Актриса Елена Ивакина (исполняет роль Артистки) поделилась радостью: один из спектаклей «Глобуса» — «Возвращение» по произведению Андрея Платонова — в этом году выдвинут сразу на пять номинаций фестиваля «Золотая Маска», а это дорогого стоит. Ко всему прочему, Елена занята в нем в роли Любови Ивановой.
— Я очень рада за спектакль, — сказала она. — Неважно даже, играю я в нем или нет, получу ли награду… Просто над спектаклем работала вся театральная команда, мы были влюблены в репетиционный процесс. Да и Платонова редко ставят в театрах, он — не коммерческий. А наш спектакль и зрители хорошо приняли, и критики оценили.
НЕ ЧЕХОВСКОЕ ПРОЧТЕНИЕ
Чехова в Новосибирске ставили не раз. Только в «Глобусе» шли «Чайка», «Дядя Ваня», два варианта «Вишневого сада». Но такого Чехова, как в «Каштанке», еще не бывало.
Хотя артисты говорят, что ничего революционного в спектакле нет, что постановщики «не переворачивали классику», а просто осовременили ее, посмотрели на произведение Антона Павловича «из сегодня».
— Чтобы произошло «попадание» спектакля в зрителя, — объяснила Елена Ивакина.
Тем не менее, удивиться все же было чему. Спектакль, действительно, оказался интересен и детям, и взрослым. Но в рамках «Золотой Маски», после «Скрипки Ротшильда» Камы Гинкаса, эта постановка смотрится странновато. Как детский спектакль в ряду сложных, эмоционально тяжелых драм. Чего от Чехова, согласитесь, ожидать сложно.
Въедливый критик найдет к чему придраться. Наверное, обратит внимание на то, что режиссер Юрий Катаев, увлеченный яркостью пластических номеров своей постановки (все-таки речь о цирке), тяжело возвращался к оригинальному тексту произведения. Поэтому весь спектакль можно условно разделить на куски — чеховские и катаевские. Режиссерскими ходами между собой они почти не связаны.
Говорят, что Юрий Катаев планировал вообще отказаться от текста, сделать спектакль музыкально-пластическим, но не хватило времени. Поэтом у на сцене говорят мало, и присутствуют всего два человека (сам месье Жорж и некий Господин N, выполняющий функцию рассказчика).
Артисты, исполняющие роли животных, лают, рычат, мяукают и хрюкают. И просто влюбляешься в их персонажей. Особенно хороша сама Каштанка (актриса Наталья Тищенко). Непосредственная, она перевоплотилась в веселую, суетливую собаку настолько, что, когда начинает петь, тоскуя об умершем гусе Иван Иваныче, даже удивляешься: почему не скулит?
Мне критиковать постановку не захотелось. Хотя бы ради той последней сцены, где Каштанка (то ли собака, то ли человек, лишенный дара речи) бросается к Федюшке, сначала недоверчиво, а потом радостно его обнюхивает, и кажется даже, что виляет искусственным своим хвостом, да так и замирает в приступе невероятного счастья.
Столько доброты в этом зверином жесте, что все мелкие недостатки прощаются.
P.S. Когда отгремели последние аплодисменты, артисты снова принимали гостей. На сей раз — студентов ТГУ, поклонников театра «Глобус». Они вручили актерам знаковый подарок — школьный глобус, на котором написаны названия всех спектаклей, поставленных театром. Актеры принялись их читать и удивились: о некоторых из них, что шли на сцене много лет назад, они успели позабыть. Зато почитатели помнят!
***
фото: Сцены из спектакля «Каштанка»;Сцены из спектакля «Каштанка»;Актриса Елена Ивакина в гримерной