Потускневшее перо улетевшей Жар-птицы
Как тот сказочный герой, мы ухватили птицу счастья за самый хвост. Но осталось в руках лишь перо — да и оно потускнело, будто желтый лист, лишенный матери-дерева.
ГЛАВНЫЕ МАТЧИ НЕ ВЫИГРАНЫ
«Главные матчи не сыграны» — строка на всю жизнь из старой песни о футболе. Тут я ее, строку то есть, немного переиначил применительно к нашему случаю.
Хотя сколько их было, игр, к которым подходит определение «главная»? Только две (если уточнить, что единственным настоящим конкурентом в споре за первое место был «Газовик» из Оренбурга)? Или все до одной (если вспомнить, что одной только «Академии», собравшей в себе талантливых, но мальчишек, мы отдали четыре очка из шести)?
По большому счету, это был сезон эксперимента, Большого Футбольного Скачка — за один чемпионат с новой, по сути, командой пробиться из второй лиги в первую. Светлая, хорошая цель. И средства к ней были приложены немалые, судя по невиданной за все последние годы подготовке, с четырьмя сборами, два из которых были зарубежными.
Весною казалось, что главный тренер Сергей Подпалый получил все, что хотел, — и прежде всего, тех футболистов, кого он видел в «Тюмени» образца 2010 года. И что запас времени позволяет ему и всем его помощникам (такого многочисленного тренерского штаба у нас я просто не припомню) успеть все. И самое главное — создать тот мощный, сыгранный, спаянный одной целью, коллектив, что решит многотрудную задачу сезона. Станет чемпионом.
Не стал…
Разумеется, самых важных поединков (или, как любил говорить последний Генеральный секретарь КПСС, судьбоносных) насчиталось больше чем два. Хотя игры с «Газовиком» были, что называется, самыми-самыми. Когда на кону стояли не три очка, а все шесть.
За 180 минут игрового времени мы не забили Оренбургу ни разу — 0:0 в Тюмени и 0:1 на выезде. Можно вспомнить скандальную ситуацию с возможным, но не назначенным пенальти в ворота гостей в домашнем матче. Но я не склонен видеть везде происки нечистых на руку судей и объяснять ими отсутствие забитых мячей. Счастливый пенальти — как журавль в небе, а синицу мы должны были сами поймать, поразив ворота с игры. Рецепт один и на все времена: доставить мяч в нужное время, в единственно верное место, нужному человеку — а тот, умница-умелец, сделает все как надо и отправит мяч в сетку. И — взрывайте салюты, меняйте счет на табло, ликуйте и обнимайте соседей по трибуне!
Но раз мы не смогли взять верх над конкурентом N 1, то обязаны были компенсировать эти потери как-то иначе. Лучше, чем он, сыграв с остальными — более слабыми и менее обеспеченными, не решающими по этим весомым причинам серьезных задач.
Но, увы, и здесь мы уступили. Заклятье «Академии», неожиданно ставшей самым неудобным соперником; ничья на своем поле с «Челябинском» в ту пору, когда каждое очко приобрело вес золота; еще более шоковый провал в Новотроицке, где скромная «Носта», стремительно отыграв два мяча, сумела лишить нас еще двух, совсем не лишних, баллов.
Примерно так я иногда заглядываю в свой кошелек и обнаруживаю, что денег там до неприличия мало. И начинаю мучительно вспоминать, куда их потратил.
НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ПОД ПРЕССОМ
Я долго искал некие универсальные слова, которые бы предельно лаконично обозначили то, что происходило с «Тюменью» на протяжении этого, по-своему уникального, сезона. И, наконец, выбрал эти три — «нестабильность под прессом».
В течение турнира те, кто строил команду, так и не смогли предъявить нам законченное здание, где каждый кирпичик был бы на своем месте и где все сияло бы прелестью исключительно добротной работы. В первом круге показалось, что условные зодчие довольны тем, что создали: команда была на ходу и упрямо билась с «Газовиком» за лидерство. И к финишу первого круга мы добрались с Оренбургом почти вровень — отставание «Тюмени» от первого места составляло всего два очка.
Но то, что произошло дальше, было чем-то вроде дурного сна наяву. Теряем очки на своем поле в дуэли с «Академией», проигрываем два ключевых матча подряд («Газовику» и «Горняку») — и, словно на велосипедной трассе, видим вдалеке спину стремительно удаляющегося соперника, который спуртовали в гордом одиночестве мчится к финишу.
Мы здорово отстали. Потом выяснилось, что отстали безнадежно. На финише турнира это составило (страшно сказать) десять очков. Перо Жар-птицы потускнело, интрига турнира была безжалостно убита задолго до его окончания.
Именно в стабильности состава нас превзошел «Газовик», который тоже наверняка был под психологическим прессом своей высокой цели.
Так, почти до самого конца мы не смогли определиться с основным вратарем (точнее, таким, который стал бы заведомым первым номером и выручал бы по-настоящему, как положено профессиональному стражу ворот). Тимур Багаутдинов надежд не оправдал, потом в спешном порядке призвали из «Амкара» молоденького Максима Шумайлова. И лишь в конце сезона мы обнаружили, что совсем неплох, надежен, талантлив Сергей Бородин, усердно полировавший лавку большую часть сезона.
У Оренбурга такой головной боли не случилось: команда имела двух классных голкиперов, один из которых — опытнейший Антон Смыслов — стал героем тюменской схватки претендентов на золото.
… По весне представлялось, что забивных нападающих у нас с избытком — остались в составе Иван Лужников и Дмитрий Зарва, пришли Владимир Зеленовский, Виктор Земченков, Александр Кутьин.
Но суровая реальность лишила едва ли не всех козырей.
Земченков, быстро забивший восемь-девять мячей, потом вдруг словно остановился и перестал огорчать вратарей. Кутьин по каким-то неизвестным причинам в Тюмени так и не раскрылся (хотя человек вроде опытный и много повидавший), а потом вернулся в Липецк. Зеленовский появлялся на поле нечасто и остался, фигурально выражаясь, в глубокой тени — мы так и не поняли, на что реально способен этот форвард. Зарва-младший больше выходил на замену, и вряд ли может занести сезон себе в актив — как и все перечисленные выше.
Отдельно скажу об Иване Лужникове. С ним случилось несчастье — попал в ДТП с тяжелыми последствиями. Журналистов попросили быть деликатными — и мы выполнили обещание. Иван по известным причинам пропустил иноземные сборы (был невыездным), а потом вернулся в команду — и на какое-то время показалось, что все плохое у него позади и что он снова живет любимой игрой.
Увы, оказалось, что это не так. Пришлось расстаться «Тюмени» и Лужникову — что тоже стало нашей слабостью в самый ответственный момент чемпионата. Еще одной слабостью…
Был еще шанс усилить атакующую линию в середине сезона. Но и здесь мы отстали от «Газовика»! Среди приобретений оренбургской команды значился, в частности, Владислав Аксютенко, переехавший из Барнаула. Тот самый Аксютенко, который в наиважнейшей встрече с «Тюменью» использует один, но роковой промах нашей обороны и забьет решающий мяч в ворота Шумайлова.
В спорте, как и в карточной игре, популярно слово «джокер». Так вот, экс-форвард барнаульского «Динамо» и явился тем джокером, которого предъявили на зеленом сукне (пардон, траве).
А что же наше точечное усиление состава? Увы, никто из новичков лета так толком и не заиграл. Вероятно, очень одаренный Дамир Садиков, приехавший, как и Шумайлов, из Перми, начал забивать лишь у финиша сезона, в тех матчах, которые уже почти ничего не значили.
Иными словами, противник смог провести летнюю селекцию успешнее — и на этом тоже заработал свои дивиденды.
Пожалуй, самой благополучной линией в «Тюмени» получилась оборона (если не касаться отдельных матчей, где и к ней были «проклятые» вопросы). Отличными приобретениями показали себя многоопытные бойцы Дмитрий Андреев и Игорь Калешин. При том, что они еще и выступили в роли «секретного оружия» при розыгрыше угловых и штрафных. Андреев забил семь голов (это второй показатель в команде после 11 мячей Земченкова!), Калешин — пять. Их бомбардирские подвиги стали хорошим подспорьем, особенно на фоне не слишком внятной игры форвардов.
Да, не все было плохо в команде Сергея Подпалого, и я выглядел бы трижды неправым, используя в этой статье только черные краски. В кои веки мы выбились в лидеры «Урала-Поволжья», даже какое-то время шли первыми, стали серебряными призерами турнира — впервые в новой истории тюменского футбольного клуба.
А неукротимого и неистового бойца Марата Сагирова, истинного лидера команды, я назвал бы лучшим футболистом всей лиги. Хотя, на взгляд вашего обозревателя, Марат эту самую вторую лигу перерос.
Не все было плохо — кроме одного, самого существенного: тюменский клуб так и не осилил вершину. Увидел лишь блеск золота, доставшегося другому. Или, говоря проще, не выполнил задачу на сезон.
И главный тренер Подпалый был отправлен в отставку.
Окончание статьи — в субботнем номере газеты.
P.S. Только что узнал из Интернета — Дмитрий Андреев подписал контракт с «Газовиком».
***
фото: Тюменцы играют с «Академией» из Тольятти — одним из самых неудобных соперников в чемпионате-2010;Марат Сагиров готовится ввести мяч из-за боковой линии