Все — люди, да выхолит, что не все…
«А я «зеброй» стараюсь уже не пользоваться. Лучше до светофора дойти… Хотя и на него надежды, если честно, мало» (Из разговора двух пешеходов).
… А мне, автомобилисту, все чаще приходится ловить на себе их осуждающие взгляды. Одно время это очень раздражало -вроде и остановишься на переходе, и даже рукой махнешь: дескать, проходите — пропускаю. А он, пешеход-то, все мечется — то выйдет на дорогу, то обратно на тротуар отступит и, самое главное, смотрит на тебя зло так, недоверчиво.
Правда, чтобы найти объяснение такому поведению, необязательно перерывать толстые справочники по психологии, можно просто пробежать глазами лаконичную дорожную сводку.
«На улице Герцена автомобилем «лексус» сбиты две 17-летние девушки. Обе пострадавшие получили переломы ног, травмы головы и внутренних органов. Одна из них находится в коме». Или: «Две 15-летние девочки сбиты на пешеходном переходе на 39-м километре автодороги Тюмень-Омск автомобилем «дэу-матиз». Одна из пострадавших девочек получила ушибы, у второй — черепно-мозговая травма и перелом плеча». Это случилось неделю назад в один и тот же день.
Еще две девушки попали под колеса машины в воскресенье -в поселке Горьковка. Неустановленный автомобиль скрылся с места. Девушки — в больнице.
О каком тут доверии может идти речь?
— Да они, пешеходы, неуправляемые! Бегают, где хотят, и штрафы им за это почему-то не повышают, — высказали некоторые журналисты свое мнение на пресс-конференции, которая проходила в здании областного управления ГИБДД.
— И все же! Ведь дело даже не в том, кто чаще нарушает, а в том, как люди стали относиться друг к другу! — отвечает заместитель начальника УГИБДД Александр Лиханов. — Сколько случаев, когда водитель выезжает на переход буквально в нескольких метрах от пешехода! А если он вдруг отступит назад или, наоборот, ускорит шаг? Он имеет на это право.
Но водитель не привык учитывать человеческий фактор. За рулем механического средства передвижения он, вроде, как и сам превратился в машину, действующую по заложенной программе и не готовую ко всяким там вмешательствам извне. Например, со стороны «двуногих, копошащихся на обочинах».
«И чего им вообще не сидится дома?!» — раздраженно подумает автомобилист, обдавая выхлопными газами и пылью очередного пешехода, дерзнувшего было ступить на «зебру».
А поблизости опять не окажется экипажа ДПС.
— Ну, это не правда, — говорит Александр Лиханов. — Инспекторы контролируют город и наказывают водителей, которые не пропускают пешеходов. Другое дело, что экипажей намного меньше, чем переходов. Много времени у инспекторов занимает бумажная работа — заполнение протоколов. Особенно, если документы оформлять приходится на пьяных водителей.
По словам Александра Юрьевича, поправки в ПДД, которые вступят в силу 20 ноября, будут касаться и пункта «Нерегулируемые пешеходные переходы» . Здесь появится уточнение. Сейчас водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть (то есть, уже ступившим на дорогу). А после 20 ноября водитель должен будет сбросить скорость или остановиться, едва завидев приближающегося к переходу человека.
Только сомнительно, что люди, никогда не читавшие Правила дорожного движения (и, скорее всего, не только их), вдруг возьмутся изучать поправки.
У них на это времени нет. Вон как быстро таймеры (появившиеся почти на всех городских светофорах) отсчитывают время в обратном направлении. И редкий водитель, заметив, что до критического момента осталась всего пара секунд, затормозит. Он, наоборот, нажмет на газ — не важно, что уже включился счетчик, который начал отсчитывать другое время — секунды жизни пешехода. Такого же тюменца, как и тот, что сидит за рулем.
P.S.
— А ты пропускаешь пешеходов на «зебре»? — спросила я знакомого автомобилиста.
— Конечно. И не на переходе тоже пропускаю.
— А почему? Ведь нарушают!
— Но мы же все — люди!
***
фото: Счет идет на секунды