Учить и учиться всю жизнь
Третьего ноября в Нижней Тавде можно было зарегистрировать самую высокую плотность интеллекта на один квадратный метр.
Ученые со всего района собрались на научно-практическую конференцию «Тавдинские чтения», которая нынче посвящается Году учителя.
Прибыла большая делегация из Тюмени — профессора ТюмГУ и сельскохозяйственной академии, члены областного конгресса татар.
Участники разделились на четыре секции: учителя и школы Нижнетавдинского района, природа и культура района. Но сначала все приняли участие в пленарном заседании в большом зале Дома культуры.
… Педагоги из одной школы занимают друг другу места на соседних стульях, кое-где мелькают бантики (в конференции участвуют дети). Все шумно усаживаются, листают программки.
С приветствием выступает глава администрации района Зуфар Ахтариев.
Елена Баранова, директор центра дополнительного образования детей и молодежи, подготовила доклад об одной из старейших школ в районе — Антроповской, которой уже 110 лет. За столетие село менялось, люди уезжали и приезжали, а школа оставалась. Старожилы, среди которых Тамара Ильинична Дорожкина, вспоминают, как раньше школьники вместе учились и вместе работали — вязали снопы, копали картошку… Сейчас старейшая Антроповская является начальной и находится на грани закрытия. А, между тем, в ближайшие несколько лет увеличится число детей, которые должны пойти в первый класс. На два-три человека, но все-таки «плюс».
— Поэтому мы верим, что школа будет жить! — оптимистично закончила Елена Баранова.
… Библиотекарь из Чугунаево Татьяна Алюнова рассказала о судьбе учителей Комлевых, которые всю жизнь беззаветно посвятили своей школе. Ее выступление отличалось очень теплым, уважительным отношением к этим людям.
— Татьяна Петровна, сегодня говорят о сельском учителе, — спросила я чуть позже. — А он чем-то отличается от городского?
— Учитель он и есть учитель, что в городе, что в деревне, — улыбается Алюнова.
И проблема схожа: молодежь не хочет идти работать в школу. Поэтому Анастасия Попова, студентка института истории и политических наук ТюмГУ, с которой мы познакомились в коротком перерыве между пленарным заседанием и работой секций, показалась мне просто находкой.
Анастасия заканчивает учебу, пишет диплом. Предмет ее изучения — летопись Временных лет. Казалось бы, что нового можно сказать в этой теме? Анастасия изучает летопись способом, который до нее никто не применял — с помощью герменевтики (теории толкования текстов). После окончания университета молодой специалист планирует пойти работать в сельскую школу.
— Мне кажется, сейчас молодых учителей на село и калачом не заманишь.
— Я хочу работать по специальности, — говорит Анастасия. — А в сельскую школу?.. Это пока мысли, хотя пора уже определяться! На селе, возможно, дадут жилье!
… Я попала на секцию, посвященную культуре и истории района, где как раз и выступала с докладом Анастасия Попова. Ее тема — конь в поверьях и декоративно-прикладном искусстве русских старожилов Нижнего Притоболья. Настя рассказывала увлеченно, иллюстрировала свой рассказ фотографиями полевых выездов. Вот изображение коня на палисаднике, в орнаменте наличников, а вот телега. Видно, что будущему учителю истории по нраву сельский быт, уклад, традиции.
Всего на конференции прозвучало около сорока докладов на разные темы. Все они войдут в сборник « Тавдинские чтения-2010», который получит каждая школа.
Профессор Александр Ярков подвел итог конференции:
— В Нижнетавдинском районе есть школы, которым уже 110 лет, и которые базируются на традиции. Есть новые, такие как Новопокровская. Есть проблемы, о которых надо говорить… Хорошо, что вы знаете историю последних пятидесяти лет, но ведь и еще раньше были подвижники! В архивных фондах сохранились все материалы, дети могут себе позволить съездить в архив и поработать. Думаю, на следующий год мы можем поговорить подробно о происхождении каждой улицы, каждого исторического уголка Нижней Тавды.
Тюменцы выступали на конференции больше как эксперты, советчики, помощники. Но нам есть чему, и поучиться у тавдинцев — их любви к своей малой родине, уважению к своим корням и традициям.