До слез…
О выступлении балалаечника Алексея Архиповского
Этого музыканта я пару раз урывками слышал по «Радио России». Но на концерте Алексея Архиповского (4 ноября, Тюменская филармония) сразу стало понятно, что играет уникальный исполнитель.
Алексей Архиповский сильные впечатления от игры русских балалаечников. Я знал, кто такой Василий Андреев, который еще в XIX веке усовершенствовал этот народный инструмент, предложив музыкальный ряд балалаек и организовав первый в России оркестр народных инструментов с ярким и благородным звучанием. Балалайки для оркестра изготовил знаменитый мастер Семен Налимов — «русский Страдивари».
Живя в украинском городе Черновцы, я познакомился с настоящим народным балалаечником Анатолием Ромашкиным, который был в центре трио, мной организованного в 10-м классе. Сам я играл на семиструнной гитаре, а мой однокашник Алексей Мадонов — на четырехструнной домре. Вариации Анатолия на русские народные темы были просто головокружительными. Коллектив имел успех, хотя и просуществовал недолго, а значение гитары как мягко аккомпанирующего инструмента стало мне понятно уже тогда. Так что всю жизнь я относился к балалайке с пиететом.
И вот такая встреча в моем родном городе. Какой она будет?
Потихоньку собирается публика. В основном средний класс, который, как известно, является локомотивом культуры в любой цивилизованной стране. Встречаю много знакомых, в числе которых профессионалы, играющие народную музыку. Концерт начался!
Первое отделение. Сцена выглядит совершенно пустынно. Стоит один стул для музыканта, рядом — усилитель и монитор. Даже микрофона нет.
Ведущая объявляет имя и фамилию, и на сцену с инструментом в руках выходит Алексей Архиповский. Сел, «попробовав» обычный офисный стул, дотронулся до усилителя и, послав в зал пару выразительных жестов, начал играть.
Все, что я знал до этого о балалайке, просто испарилось. Исчезло. Солист ничего не объявлял. Он «разговаривал» только с инструментом. Думаю, что это налимовская балалайка. Ее звучание, усиленное аппаратурой, было удивительным. Инструмент электрифицировали опытные гитарные мастера, которые и добились такого саунда. Строго говоря, все стало ясно уже во время исполнения первой композиции. К нам в зал была послана такая энергетика, такой драйв, такая силища!
Алексей играл, как обычно, свою музыку. Это была композиция на русские темы. Солист, показывая русские плясовые «Барыню» и «Камаринскую», другие темы, как бы говорил: « Это я умею, но играю вот так!»
В медленной лирической теме Архиповский показал свои совершенно новые приемы игры. Очень часто на струнных инструментах для извлечения звука используют медиатор, который не позволяет изменить саунд. Алексей же играет и тыльной стороной ладони, и подушечками пальцев, и наружной стороной ладони, и костяшками пальцев! Последнее обстоятельство позволяет, кроме того, изменить тембр. А теперь внимание! Мы слышим мелодию, извлекаемую, например, подушечками пальцев. Но одновременно звучит гармония, играемая костяшками пальцев и другим звуком. Все это исполняется в ритме и в интервале от трех «forte» до трех «piano». Иногда музыкант в это же время извлекает из корпуса балалайки звуки тамбурина, там-тама и малого барабана.
Алексей в совершенстве владеет и аутентичными приемами извлечения звука из инструмента: бряцанием, тремоло, пиццикато и др. Добавим сюда извлечение звука одной рукой, скоморошную «ярмарку красок», и станет ясно, что его звуковая палитра необычайно разнообразна. Но все это необходимо только лишь для того, чтобы раскрыть свой композиторский замысел. Здесь вообще нет предела.
Эксперименты Архиповского с поиском новых выразительных возможностей инструмента, которые он начал в 90-х годах прошлого века, привели к созданию другого стиля игры на балалайке. В мире так не играет никто. Не забудем, что на балалайке всего лишь три струны, которые сильно снижают гармонические возможности инструмента. Революционной в поиске новых возможностей была также электрификация балалайки, что позволило музыканту выступать одному в любых залах.
Центральной темой, приготовленной артистом для Тюмени, была «Шарманка». Здесь продемонстрирован синтез музыкальных культур и стилей. Совершенно притихший зал с благоговением внимал и 24-му капрису Паганини, и бетховенской «К Элизе», и гершвиновской джазовой теме «Любимый мой», и другим русским, советским и зарубежным темам («Чунга-Чанга», буги-вуги, «Джингл беллс»).
Меня же поразило, что балалаечник сыграл в том числе знаменитый чарльстон 20-х годов XX века «Yes, sire, yes, my baby…» американского композитора Вальтера Дональдсона. Думаю, что этот исторический хит вряд ли сейчас кто-нибудь помнит. А Алексей его знает и с удовольствием «вплетает» в листву своей «Шарманки».
Следует остановиться на руках артиста. Это отдельное исследование, которое еще будет проведено. Пока же ясно, что руки музыканта нельзя не замечать. Их движения по деке и грифу инструмента прекрасны и глубоко осмысленны. Они динамичны и слиты воедино со всем, что делает балалаечник.
В антракте шло живое обсуждение услышанного и увиденного. Стало ясно, что современная подготовка музыкантов, включая консерваторию, не может даже близко растить таких солистов. Синтезу музыкальных стилей не учат нигде, по определению. Такую игру невозможно повторить. И именно поэтому было ясно, что сегодня играет Уникум. И что же он предложит во втором отделении?
А вот здесь Арихиповский играл свои композиции, в основном медленные, и слушатели наслаждались ярким и насыщенным звуком инструмента.
В заключение концерта была сыграна восточная тема, для которой Алексей нашел необычный и резко диссонирующий тембр усилителя. Даже трудно было представить, что балалайка может так звучать! Одновременно слышатся десятки арабских инструментов, зурна, банджо, барабаны и все что угодно! И, конечно же, здесь эллингтоновский «Караван» тромбониста Хуана Тизоля. Как тут не вспомнить знаменитую шутку: «Куда исчезли все караваны из пустыни? Они переместились на эстраду!» Или: «Какая песня без баяна, какой концерт без «Каравана»?
Потом была игра на бис, и зрители стоя приветствовали музыканта. Запоминающийся на всю жизнь концерт.
Американский джазовый журнал «Даунт бит» наряду с определением ежегодного рейтинга музыкантов по номинациям (инструментам) определяет и абсолютного лидера, включая все инструменты. Так вот, для меня Алексей Архиповский — безусловный лидер во всех инструментальных номинациях, вместе взятых (народная и классическая музыка, джаз и рок). Слушая его, понимаешь, что есть музыка и Музыка. Последняя — это то, что окружает нас: солнечный свет, шум моря и листвы, «и снег, и ветер.»
Сергей Довлатов сказал об Иосифе Бродском: «Он не первый, он — единственный». В полной мере я отношу эти слова к балалаечнику Алексею Архиповскому.
***
фото: У меня с детства сложились