X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Видеть, слышать и действовать

Депутат по избирательному округу N 35 Владимир Шевчик — собеседник, с которым хочется говорить часами.

Но занятость — на основной и депутатской работе — не всегда это позволяет. Эффективность — вот слово, которое он, пожалуй, чаще всего произносит — на заседаниях или просто в разговоре. Не удивительно, что и постоянную комиссию он выбрал по бюджету, налогам и финансам (по статусу он в ней заместитель председателя). Отсюда родились и наши вопросы:

— Владимир Степанович, в последние годы львиную долю городского бюджета съедают расходы текущего характера — на обслуживание и ремонт.

А может, лучше строить новое, чем бесконечно ремонтировать старое?

— Вопрос в другом, как сделать так, чтобы ремонты были корректными в деньгах и во времени. В этом году депутаты создали рабочую группу по контролю за добросовестным исполнением муниципального заказа, которая четко определила нормативы и требования, в частности, в плане правильной разработки технического задания и оформления дефектных ведомостей. Комиссия настаивала на том, чтобы техническое задание согласовывалось с депутатом и, например, директором школы. Ведь при разработке проектной документации всегда есть несколько вариантов. Можно заложить дорогие технические решения, а можно — экономные. Что и насколько необходимо, должна определить экспертиза проектной документации. И только после этого можно проводить конкурс на привлечение подрядчика.

Следующая фаза — технический надзор. Если он будет на том уровне, которого депутаты добиваются, то и не возникнет вашего вопроса: «Что лучше — строить или ремонтировать?»

Было бы логично максимально поработать над созданием благоприятного инвестиционного климата в городе. Приходящий инвестор начал бы строить, например, учреждения для социальной сферы. Можно было бы предложить инвесторам, например, участвовать в строительстве частных детских садов, а для того чтобы объект окупился, бюджет мог бы софинансировать вложения в коммунальные сети, выделять земельные площадки, снижать налоговые нагрузки. Ведь государство доплачивает к родительской плате за то, что ребенок идет в муниципальный детский сад? Почему же за содержание ребенка в частном — нет? Должен быть равный подход ко всем участникам этой услуги.

Задача депутатов — разрабатывать нормативные и законотворческие документы, чтобы продвигать этот вопрос. В следующем году создадим инициативную группу, которая будет отрабатывать предложения для депутатов городской и областной Дум.

Депутаты не раз поднимали вопрос о качестве капремонта. Были такие примеры и в вашем округе… Можно ли что-то изменить на муниципальном уровне?

— Федеральный закон N 94, по сути, не позволяет ни поддерживать местного товаропроизводителя, ни учитывать, что жизнь состоит из оттенков и может быть разной. Поэтому цена не может являться единственным критерием при выборе подрядчика, как это происходит сейчас. Как можно, например, заказывать стулья по описанию: четыре ножки, сиденье и спинка? Приходя в магазин, мы выбираем из десятков предложенных вариантов. А в случае с конкурсами на выбор подрядчика — все не так. Мы платим налоги, но не можем контролировать выбор товара. За меньшую цену, наверняка, не победит лучшее качество и не будет оптимальным соотношение эксплуатационной и рыночной цены.

Можно, конечно, купить дешевый трактор, но потом столько денег вложить в ремонт, что он выйдет золотым. А как быть, скажем, с нанотехнологиями, с энергоэффективностью? Эти технологии дешевыми не бывают. Только после нескольких лет эксплуатации, потратив больше на старте, потом экономишь и возвращаешь деньги с добавочной стоимости.

Поэтому сегодня этот закон, по сути, тормозит развитие России. Если действовать, исходя из зашоренности и жестких ограничений, без учета новых реальностей рынка, ничего хорошего не будет.

Скажется ли на качестве выбора подрядчиков переход на электронные торги с 1 января 2011 года?

— Электронный вариант так же предполагает, что все компании подают о себе полную информацию: о своей финансовой состоятельности, о лицензировании разных видов работ. В этом плане ничего не меняется, меняется только способ голосования. Не путем рукоподнимания, а через электронную связь. В этом есть свои плюсы. Никто не знает своих соседей и не может на них повлиять. Это преимущество дает возможность не бояться никаких подводных камней и течений. Даже если приедут строители из Турции, они обязаны подчиняться общим законам и конкурсным требованиям. Если четко сработает технический надзор, ничего страшного не произойдет, наоборот, будет больше объективности. И на рынок пробьются новые игроки, которые в силу разных причин в нем еще не участвовали.

Важнее, чтобы конкурсы объявлялись заранее, а не тогда, когда строительный сезон закончен. Например, в этом году в сентябре проводился конкурс на благоустройство. Какое может быть благоустройство, когда скоро снег пойдет? Поэтому главным решением депутатов было потребовать от управления, которое занимается муниципальными закупками, организацией конкурсов и аукционов, правильно и разумно все спланировать, исходя из логики работы фондового рынка, из сезонности тех или иных работ и поставок. Ссылок на позднее поступление денег из областного бюджета не должно быть. Есть механизмы, которые позволяют управлять процессом и не зависеть от простого поступления денег.

Кроме того, необходимо четко отслеживать не только бухгалтерские проводки: миллион пришел, миллион ушел. Важно знать, насколько корректным было техзадание, проектное решение. Эта экспертно-аналитическая функция должна работать в Счетной палате. Для этого мы предложили увеличить финансирование Счетной палаты, добавить аудиторов за счет сокращения технического персонала. Такая реорганизация по требованию депутатов уже проведена. Счетной палате даны полномочия привлекать экспертов со стороны. Ведь качество строительных работ должны оценивать профессионалы, которые не завязаны на наши объекты и имеют опыт проверок в данной сфере. Если система, которую депутаты заложили, будет работать эффективно, — жители Тюмени могут быть спокойны: их налоги расходуются на дело.

На ваш взгляд, депутат, по своей сути, аналитик или практик? Чего больше от него ждут избиратели?

— Одно без другого невозможно. Можно забронзоветь и стать великим законотворцем, но не видеть, что происходит в округе. Не заметить, например, что там, где бюджет потратил деньги на благоустройство, спортивные площадки, озеленение — какой-то инвестор решил построить дом и все ранее созданное стереть с лица земли. Вроде бы это локальная проблема, но для жителей она важнее всех законов, вместе взятых. Когда подобный инцидент произошел в моем избирательном округе, мы собрали сход граждан и добились отмены строительства.

Но что делать, когда таких случаев не один, не три, а целая серия? Можно, конечно, с локальной проблемой сражаться, как Дон Кихот с ветряными мельницами, а можно спокойно привязать свою лошадь к коновязи и написать системный труд, который будет долго работать. То есть в данном случае необходимы были обобщение, систематизация и внесение изменений в правила землепользования и застройки.

Власть хороша тогда, когда способна видеть, слышать и принимать решения. Тогда она может ценить не только себя, но и человеческую жизнь, человеческие качества. И мне кажется, мнение горожан сейчас стало ключевым при принятии решений.

Часто ли вы ведете личный прием граждан? И что он вам дает?

— Прием граждан обычно ведет мой помощник на освобожденной основе. Если из общего перечня возникают серьезные обращения — ими я занимаюсь, лично встречаюсь с людьми. Такая система позволяет гораздо эффективнее использовать депутатское время. Например, однажды на прием пришли жители дома по улице Горького, 59 с жалобой на то, что парит подвал. Как можно решить эту проблему в кабинете? Надо оторваться от кресла и посмотреть все на месте. Оказалось, что лет 20 назад горе-строители замкнули ливневую канализацию и теплотрассу, получилась классическая русская баня. Чтобы найти техническое решение, мы создали рабочую группу, пригласили специалистов департамента ЖКХ, выбили деньги на проведение капремонта. А потом провели несколько совместных совещаний с управляющей компанией, активистами дома и добились, чтобы вместо 32 миллионов на ремонт было потрачено 25, а оставшиеся пошли на другие виды работ в этом же доме.

Контакт с активистами домов у меня постоянный, они звонят мне напрямую, так проблемы решаются быстрее, чем ждать часа приема у депутата только для того, чтобы выговориться. Мне проще давать не бумажный ответ, а решать проблему.

Еще одна действенная форма работы — сход граждан. Такой сход был у нас с жителями дома по улице Республики, 92, на который пришло около трехсот человек. Накал обсуждения был очень высокий. И этот сход сумел убедить, что надо проводить капитальный ремонт, что нельзя бездарно тратить бюджетные деньги и издеваться над людьми. Поэтому мы сейчас и говорим о том, что должна быть общественная экспертиза, чтобы учитывались интересы жителей, чтобы качество их жизни не ухудшилось. Такие сходы позволяют принимать решения коллективно.

В вашем избирательном округе реализуется пилотный проект «Энергоэффективный квартал». Как люди принимают эти нововведения?

— У жителей, мне кажется, сложилось представление о том, что должно происходить, и как они могут во всем этом участвовать. Хотя, конечно, энергоэффективность — живая программа, и в ней возможны доработки. Так, например, родились программы грантового сопровождения для пенсионеров, когда бюджет принимает на себя нагрузки, которые могли бы лечь на социально незащищенные, малообеспеченные слои населения. Но, главное, программа работает на то, чтобы сократить на 30-40% потребление всех видов энергии. Конечно, во многом пока это — общий призыв, но, надеюсь, что после этой зимы у нас появятся конкретные данные, как складывалась на тех или иных объектах расчетная экономия. Так что в следующем году можно будет подвести некие итоги программы.

Единственный минус — у людей нет еще ощущения того, что они — собственники своего жилья. В этом корень принятия или непринятия решений. Если человек живет в частном доме, понимает, что он — хозяин, и действует. Взял и поставил новые окна или новый котел. Конечно, все затраты компенсируются только со временем. Но надо понимать — экономить необходимо. Общая тенденция: энергоресурсы будут дорожать. Независимо от того, что делает власть или не делает, надо ставить узлы учета и видеть собственный расход воды, тепла, света. Считать киловатт/часы мы же научились, почему не научится считать гигакалории/час? Если сейчас научимся это делать, то когда цены повысятся, это не так больно ударит. Человек привыкнет платить за реальное потребление и использовать только то, что необходимо. «Черные дыры ЖКХ» возникают как раз из-за того, что нет реального учета.

Техническая модернизация, конечно, хорошо, но депутаты борются и за сохранение естественной зеленой среды.

— Наш город требует серьезного озеленения. Для начала нам надо хотя бы удержать завоеванное, не допустить ухудшение экологической ситуации. Именно об этом идет речь, когда говорим о том, что срубил одно дерево -посади три. При этом материальную компенсацию за срубленное дерево можно оценивать двояко. С одной стороны, архитектор при проектировании стройплощадки будет более трезво оценивать, стоит ли рубить целый парк или искать другие пути. Цена вопроса должна удерживать от глупости при разработке участка земли. С другой стороны, тройные посадки позволят улучшить экологическую ситуацию. Если наша «зеленая поправка» будет истолкована верно — она пойдет во благо, если нет — надо будет возвращаться к этому вопросу и его дорабатывать.

У каждого профессионала есть секреты. Есть ли у вас свои правила эффективной работы?

— Часто эффективность можно поставить на одну полку с понятиями «быть или не быть», «жить или не жить». Не будешь эффективным, не будешь конкурентоспособным. Более чем 20 лет работы в бизнесе, в компании, где более двух тысяч человек мне это доказали. В этом смысле отношение к деньгам — один из важных критериев устойчивости любого предприятия. Поэтому, когда я вижу огромные бюджетные цифры и замечаю их неэффективное использование — весь внутренне сжимаюсь. Не могу себя переделать. Я рос в далекой деревне, где каждая крошка хлеба была на счету, поэтому мне хорошо известно, что такое бережливость.

Что же касается эффективного использования времени, то тут мы все — не свободные люди. В лучшем случае треть своего времени использую действительно эффективно, остальное — отдаю общению. Эффективному или нет -просто общению, от которого получаешь удовольствие. Не люблю играть и в заседания, как только приходишь туда, сразу вспоминаешь строки Маяковского: «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!»

Общение, как известно, — это роскошь. Иногда недоступная. Поэтому надо искать компромиссы между рациональным и приятным. Но это тот выбор, который невозможно сделать правильно и окончательно.

***
фото: Владимир Шевчик

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта