X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Год закончен. Жизнь продолжается

Традиционная — в конце года — встреча журналистов с председателем городской Думы Сергеем Медведевым могла бы пройти за круглым столом. Только стол в кабинете Сергея Михайловича — овальный. Но форма не повлияла на содержание встречи.

«Тюменский курьер»: — Механизм работы заседаний городской Думы, конечно, отлажен, но не теряет ли он зрелищность, интригу? Вход на заседания — свободный, сюда может прийти любой гражданин — но что он увидит и услышит: «Снять пункт «а», добавить пункт «б». Поймет ли он, что это означает? Почему бы не сделать процесс принятия решений более понятным?

Медведев: — Раньше на заседаниях городской Думы мы подробно обсуждали каждый вопрос. Сейчас от этого, действительно, отказались. Мы договорились, что все досконально — каждый пункт, каждую запятую, каждую копейку — будем обсуждать на комиссиях. И уже на этой основе Дума должна принять четкое, правильное решение. Если же мы начнем проводить Думу, как комиссию, — суток не хватит. Надо ли делать думские заседания более интересными? Не уверен. Заседание Думы — не цирк, здесь не место устраивать полемику.

«Курьер»: — Американский сенат принимал недавно одну поправку шесть часов…

— Некоторые вопросы могут, действительно, пройти на автомате: пункт такой-то, дефис такой-то. Но наиболее значимые — обсуждаем, задаем докладчику вопросы. Может быть, заседания Думы и стали более скучными, но они стали и более качественными. Если раньше мы получали по два-три представления прокуратуры, то теперь протестов практически нет. В общем, мнение моих коллег такое: «Комиссия — хоть двое суток, а Дума — только по регламенту».

«Тюменские известия»: — В конце года принято подводить итоги. Чем в работе Думы вы в этом году особенно удовлетворены, а чем не удовлетворены?

— Оценку работы представительного органа дает население города. Не могу сказать, что за этот год мы сильно прорвались вперед и стали намного лучше жить. Но, слава богу, — живем. И по многим показателям даже лучше, чем во многих крупных городах. Четвертый год подряд занимаем призовые места в конкурсе на самый благоустроенный город России, а там оценивается сразу тысяча (!) показателей. И в этом году мы этот высокий уровень выдержали. Мне как председателю за работу не стыдно. Считаю, что год мы отработали удовлетворительно. Хотя мнение населения может быть и другим…

«Курьер»: — А как вы узнаете мнение населения?

— Система отработана еще 10 лет назад: встречи с прессой, с жителям и, сходы граждан по микрорайонам. На сходы депутаты выезжают вместе с руководителями администрации города, представителями департаментов, управ и отвечают на все вопросы горожан. Только на сходах граждан в этом году присутствовало около 17 тысяч человек. Кстати, наверно, немногие знают, что Тюмень — чуть ли не единственный город в России, где у каждого депутата есть своя приемная. И по графику там ведут прием депутат или его помощник. Депутатам поступило около 5000 обращений. Конечно, не всегда можно дать положительный ответ, не все в наших полномочиях. Но ответ обязательно будет дан.

«Курьер»: — Часто ли прием ведут сами депутаты, а не их помощники? Как контролируется эта обратная связь?

— Мы создали отдел по работе с населением. Там ведется учет: сколько приемов провел депутат, сколько — помощник. Ежемесячно отчет кладут мне на стол. Кроме того, руководитель отдела постоянно ездит с внеочередными проверками. Об их результатах мне тоже известно. Обращения пишут и жители. За год таких обращений от избирателей поступило девять. И через несколько дней в этих избирательных округах сняли все вопросы.

Конечно, одни депутаты встречаются с населением чаще, другие — реже. Я веду прием и как председатель городской Думы. За год у меня на приеме побывало более 200 человек. Одни идут с вопросами, которые не смог решить депутат на округе, другие — просто привыкли обращаться сразу к вышестоящему начальнику.

«Известия»: — А каковы взаимоотношения между Думой и администрацией? Нет ли между вами противоречий?

— Полномочия главы администрации и председателя городской Думы четко расписаны в Федеральном законе N 131. Глава администрации подотчетен городской Думе. Он ежегодно отчитывается перед депутатами о своей работе. Но если возникает какой-то серьезный вопрос, глава администрации может быть специально приглашен на заседание, чтобы доложить, как ситуация складывается в той или иной сфере. Конечно, разногласия у нас случаются. Они были и будут всегда. Но можно сесть за стол переговоров и их снять, а можно поиграть на публику. Мы стараемся все решать в рабочем порядке. Не было еще ни дня, чтобы мы с Евгением Владимировичем вместе не обсуждали какие-то вопросы. Хотя все разрешить сразу не всегда удается.

«Курьер»: — Часто в решениях комиссий употребляются такие формулировки: «обратить внимание главы администрации города на…», «рекомендовать главе администрации…» Воспринимаются ли такие фразы как давление, или это обычный рабочий момент?

— Все действия структурных подразделений администрации и Думы четко определены регламентом. И такие формулировки — всего лишь одна из форм контроля. Никакой обиды на них нет. Конечно, неприятно, когда Дума голосует за решение: «Обратить внимание главы администрации на такой-то недостаток…» Мне тоже, наверно, было бы неприятно, но деваться некуда. Мы обязаны принимать решения, а администрация обязана проблемы устранять.

Возьмем, например, недавний снегопад. Выпала трехмесячная норма осадков. В городе просто физически не было столько техники, чтобы сразу убрать снег. Объявили чрезвычайную ситуацию, ежедневно проводили штабы по уборке улиц. Администрация города вынуждена была обратиться за помощью к предпринимателям, чтобы привлечь на работу их технику. Пришлось дополнительно выделять бюджетные деньги, по-другому бы просто не получилось.

«Курьер»: — Те 20 миллионов рублей, за которые в Резервный фонд города проголосовали депутаты на декабрьском заседании Думы, направят на компенсацию за уборку снега или будет приобретена техника?

— Средства Резервного фонда расходуются на ликвидацию чрезвычайных, экстренных ситуаций. Например, обрушился в каком-то доме подъезд. Где взять деньги? Для таких случаев и предусмотрен Резервный фонд. В конце года на счету остался минимум, и депутаты посчитали, что если туда денег не завести, то в январе, в случае новых снегопадов, оплатить уборку улиц будет нечем… Вообще, все познается в сравнении. Когда мы сердимся, что у нас плохо убирают снег, стоит съездить и посмотреть, как дела обстоят, например, в Екатеринбурге. И станет понятно, насколько хорошо мы живем. Да и в Европе те же проблемы -нехватка людей и техники. Купить снегоуборочную технику и поставить ее в «зеленый ряд»? Слишком большая роскошь. Большую часть года она работать не будет, а налоги на имущество предприятию придется платить. Поэтому лишнего никто не закупает. Но в этом году мы приняли решение из бюджета направить 100 миллионов рублей на приобретение для нужд города дорожной техники. Поставим ее на баланс в управах и в случае каких-то авралов — будем использовать.

«Известия»: — Какие наиболее значимые решения за этот год приняты, и как они отразятся на жизни горожан?

— Для любого горожанина самое важное: вода, тепло, чистый двор, работа, зарплата… Это основа жизни каждого человека: прокормить семью, выжить самом у, иметь интересную работу. И в течение года Дума рассматривала все эти вопросы. Но особый упор был сделан на жилищно-коммунальное хозяйство. Говорили и о бесхозных сетях, и о высоком износе тепловых (40-60%) и канализационных сетей, о необходимости их замены и модернизации, о качестве подготовки теплотрасс к зиме. О частых порывах труб из-за того, что в морозы и в оттепель у нас земля играет. О качестве самих труб.

Много раз депутаты рассматривали вопросы формирования доходной и расходной частей бюджета. Год мы начинали с девяти миллиардов рублей в доходной части, а заканчиваем — в 17 миллиардов. Более семи миллиардов рублей нам выделили из областного бюджета на ремонт объектов соцкультбыта, в том числе более 450 миллионов рублей — на объекты сферы образования.

«Курьер»: — Вы назвали ужасающие цифры износа подземных коммуникаций, означает ли это, что чем дальше, тем будет хуже?

— Чтобы выйти на норматив — 4-6 процентов замены сетей ежегодно, необходимо вкладывать около миллиарда рублей в год. Если в течение ближайших пятидесяти лет мы удержим этот процент, то выйдем из тупика. Пока мы тратим, вместе с подготовкой к зиме, около 700 миллионов. Слава богу, у нас все дома стоят с теплом, хотя не всегда, получается, выдержать температурный режим.

«Курьер»: — Есть ли вопросы, в решение которых Дума принципиально не входит? Например, рассматривает ли она архитектурный облик города?

— Дума такие вопросы тоже рассматривает. Например, благодаря депутатам удалось добиться запрещения точечной застройки, ее практически нет, остались единичные случаи. Но Тюмени не везет на хорошего архитектора. В Омске, например, он работает почти 30 лет. Как запланировал улицу лет 25 назад, так и довел ее до конца. В департаменте градостроительной политики у нас работают неплохие архитекторы, но они — «объектовщики», то есть специалисты, которые могут проектировать объекты: магазины, киоски, дома, офисы, торгово-развлекательные центры. А есть так называемые «городошники», которые видят город в целом, их очень мало в России. Готовят их, например, в Екатеринбурге. Но таких толковых ребят в потоке бывает только 15-20, и их после выпуска моментально «растаскивают».

«Известия»: — Что предстоит сделать в Тюмени в будущем году?

— Главная задача — привести жилищно-коммунальное хозяйство в порядок. Платежи за коммунальные услуги растут, а качество их остается прежним. Вторая задача — детские садики. В этом году мы немного сбили остроту этой проблемы за счет частных садиков и групп кратковременного пребывания. Но мама, отдав ребенка в группу на три часа, все равно на работу не устроится. Надо заниматься и ремонтом школ, поликлиник, оснащать их новым оборудованием. И еще одна задача: ликвидация «пробок». Проекты разработаны, программа принята еще в 2008 году, осталось только найти на ее реализацию деньги.

«Курьер»: — Энергоэффективный квартал — тоже будущее, которое приближается семильными шагами. Что там происходит?

— В энергоэффективный квартал входит 45 домов, и на сегодняшний день надо выполнить их капитальный ремонт, провести капитальный ремонт сетей, заменить и установить энергоэффективное оборудование: лампы, приборы учета. Но пока хвастаться нечем, работы еще не закончены. Первые итоги можно будет проводить не раньше лета 2011 года.

«Курьер»: — Вы говорили о подвижности грунтов, главной причиной которых является переувлажненность. Была в городе программа водоотведения, она еще существует?

— К сожалению, глобальную, большого диаметра и пропускной способности ливневую канализацию в городе не строят из-за отсутствия средств на реализацию этой областной программы. А пока мы в городе грунтовые воды не уберем, подвижки грунтов нас так и будут мучить. Раньше самое высокое место в городе был Калининский район, но и там вода сейчас поднялась на метр.

«Курьер» — Вы в Тюмени живете давно. Что здесь вам больше всего не нравится?

— Больше всего мне не нравится наша бюрократия, поэтому и воюю с ней уже больше 10 лет. Почему-то чиновник у нас считает, что если сел в кресло, то он — царь и бог. А я им всегда говорю: «Не забывайте — вы зарплату получаете за счет тех, кто работает там, на улице, за стенами вашего кабинета». И еще — мне не нравится иждивенчество. Многие почему-то хотят, чтобы кто-то за них что-то делал. Понимаю людей пенсионного возраста, они свое отпахали, честно трудились по 30-40 лет, работали с утра до ночи за копейки, теперь хотят отдохнуть. Но молодежь иногда понять не могу. Мы говорим, что у нас безработица, а вакансий — море. На заводе молодые работать не хотят, хотят ходить в белой рубашке, в пиджачке, в галстуке и сразу получать хорошую зарплату.

Сколько себя помню, мои родители все время работали. Мама 45 лет проработала в школе, получала зарплату в 60 рублей и воспитывала 10 детей. Отец получал 70 рублей, работал в крупном колхозе. Уходил в пять утра, и видели мы его дома только в 12 ночи, особенно весной и осенью, когда шла посевная или уборка. И никаких особых льгот за такую работу они не получали.

Но, с другой стороны, радует, что у большинства молодых есть стремление учиться. Если раньше получать образование хотели процентов 20, то теперь — 60. Они стремятся добиться чего-нибудь в жизни. С такой молодежью у нас нет проблем. Проблемы начинаются тогда, когда молодые люди нигде не заняты, а просто болтаются на улице. От этого болтания, от бесконтрольного употребления алкоголя и возникают спонтанные группировки. Я бы, например, как в Америке, ввел запрет на употребление алкоголя до 21 года.

«Тюменская область сегодня»: — Что бы накануне Нового года вы пожелали горожанам?

— У нас хорошие люди живут в Тюмени. И требования их к власти, как правило, справедливы. Но порой нам всем надо набраться терпения. Будут и лучшие времена. Главное, научиться заботиться о себе, о своей семье. Когда человек заботится о своей семье, развивается и общество. Не зря раньше говорили: «Семья — ячейка общества». Поэтому, прежде всего, желаю всем вам и вашим семьям здоровья. Пусть всегда дом ваш будет благополучным и гостеприимным, а столы для друзей будут накрыты. И хотя бы раз в день — обязательно улыбайтесь!

Во встрече принимали участие журналисты — Инна Горбунова, Маргарита Шаманенко, Людмила Запрудина, Рафаэль Гольдберг, Есен Абилькенов, Сергей Шильников.

***
фото: На встрече с Сергеем Медведевым

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта