X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Энергосбережение — в помощь?

Сколько вам надо литров воды, чтобы почистить зубы, и сколько электроэнергии, чтобы вскипятить чайник?

Спроси это у англичанина или немца, и те, наверно, ответят без запинки. Для нас же эта «элементарщина» сродни высшей математике. Многие о ее существовании слышали, но знать не знают.

Примерно с таких же слов «люди не знают», «люди привыкли», «люди боятся новых технологий» начали свои выступления и некоторые чиновники, приглашенные в четверг на пресс-конференцию «Применение энергосберегающего оборудования в Тюменской области».

Ситуацию в целом вначале обрисовал заместитель председателя областной Думы Сергей Холманский. Посетовав на то, что главных ответчиков — энергосбытовые компании — к разговору не пригласили (или они сами не пришли), он взял на себя ответственность рассказать вместо них о тарифах на воду и тепло на будущий год. Согласно расчетам региональной энергетической комиссии тарифы на ЖКУ, по сравнению с 2010 годом, вырастут в среднем на 15%. Это не самый резкий рост: в 2009-м, например, тарифы на воду подскочили на 22%. Правда, один тарифный рекорд все-таки будет: в следующем году ожидается двукратное увеличение цены на газ. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Впрочем, то, что «коммуналка» подорожает, говорят, в основном, «на верхах». Обычным квартиросъемщикам никто не открыл глаза на то, что их ждет. Хотя, по мнению Холманского, прямая обязанность естественных монополистов — «перед народом объясниться, что повышается, почему и насколько». Так что приходится уповать только на самообразование граждан как в тонкостях формирования тарифов, так и в глобальных стратегиях реформирования ЖКХ и реализации федерального закона об энергосбережении.

На критике в адрес «неправильно ведущих себя жителей» построил свое выступление Рамиз Мустафаев, начальник отдела техаудита управления по энергосберегающей политике и мониторингу администрации города. Сказав, что термин «энергосбережение» перестал быть для многих «загадочным словом», он сразу же перешел «к фактам неправильного использования». По словам Мустафаева, «люди пользуются ресурсами, не задумываясь, как они это делают». Например, открывают форточки, когда им жарко, и тем самым «греют улицу», или на полную мощь включают воду, чтобы всего лишь почистить зубы. Для этого нужно не больше литра воды, а в трубу уходит 15.

Такое сверхнормативное расточительство — вопрос не только личных денег каждого. Может, действительно, человек хочет видеть и слышать у себя в квартире водопад и, соответственно, платить за него золотом. Однако сказать, что «это его право», было бы неверным. На выработку любой энергии затрачивается сырье, его использование ведет к неизбежным выбросам и ухудшению экологии. Конечно, открытая форточка или кран не так опасны, как радиация, но в массовом масштабе их действие тоже разрушительно.

«Человеку надо помочь во всем этом разобраться, — призвал Рамиз Мустафаев, — а не загонять его в угол».

Правда, после таких выступлений осталось ощущение «загнанного в угол». Полезных и конструктивных предложений — ноль, в основном — призывы и укоры.

Масла в огонь подлил и Андрей Рудков, представитель компании «Теплоотдача». Говорил он грамотно, почти по за ученному: «Наша компания входит в сеть магазинов… и представляет продукцию…» Складывалось впечатление, что присутствуешь на сетевой промоакции, рассчитанной на повышение объема продаж. Видимо, чтобы представить свое предприятие в наилучшем свете, Рудков признался, что энергосберегающее оборудование и приборы «пользуются сегодня повышенным спросом», поэтому на рынке наблюдается «спекулятивная активность», и некоторые «наживаются на потребителях». Лучше бы он этого не говорил! Картина в целом получилась пессимистичная: тарифы не разъясняют, законы не знают, пользоваться не умеют, да еще и кто-то на этом наживается.

После всего сказанного не мог не возникнуть вопрос: «Так энергосбережение — это социально ориентированная политика или все-таки бизнес?» Если первое, где шаги навстречу малообеспеченным категориям населения? Ведь удовольствие все поменять в квартире (даже если не разом) — не из дешевых. Счетчики на воду стоят около 500 рублей, двухтарифные на электроэнергию — не менее полутора тысяч рублей, на тепло — пять тысяч и более, энергосберегающие лампочки — минимум 90 рублей за штуку. Кроме того, модификаций всех этих приборов в магазинах и на рыках — десятки. Как выбирать, где, у кого и почему? Не все же могут зайти на сайт той же компании «Теплоотдача».

Если государство заинтересованно в массовости движения за энергоэффективность, где же ясность, доступность и прозрачность процесса? Конечно, «стратегию в целом люди понимают». Даже многие ее принимают. И пытаются действовать самостоятельно. Методом проб и ошибок. Но пока общая стратегия «сильно далека от народа».

«А как вы хотели? — удивился Сергей Холманский, — чтобы вам помогали экономить, да еще и оказывали при этом помощь? Закон об энергосбережении — это и есть большой шаг навстречу человеку».

Спору нет, все вовремя и правильно. Энергосбережение, оплата по счетчикам скоро станет нормой жизни, как давно уже стали привычными счетчики на электроэнергию. Хотя сами приборы учета — еще не экономия, они просто позволяют увидеть, сколько мы реально потребляем, и платить ни больше, ни меньше.

Сложнее ли от этого станет жить? Не сложнее, чем первый раз испечь пирог по рецепту: 50 граммов того, 100 — другого, 200 — третьего. Переборщишь — будет дорого и невкусно. Ну, а потом все пойдет «на глазок», по накатанной. Главное — все-таки взять книгу с рецептами в руки. Иначе придется платить за все, как в ресторане.

Кстати, в качестве рецепта в конце встречи Рамиз Мустафаев предложил всем, у кого возникнут какие-либо вопросы по теме, обращаться в управление по энергосберегающей политике или звонить по телефону 45-26-82.

***
фото: Энергосберегающее оборудование и двухтарифные счетчики на выбор.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта