Течет, но не меняется
«Обсуждались вопросы текущего характера» — эта формулировка может иметь не только канцелярский, но и очень жизненный смысл.
В четверг на заседании постоянной комиссии по развитию жилищно-коммунального комплекса и благоустройству сразу несколько вопросов повестки дня были посвящены водоснабжению города. Рассматривались они с разных сторон, и во время обсуждения открывались такие темы, о которых мало кто знал.
… Для тех, кто живет в домах с централизованным водоснабжением, водоразборные колонки кажутся архаичным сооружением. Лучше убрать их с глаз долой, чтобы внешний вид улиц не портили. Но колонки еще остаются единственным источником питьевой воды почти для 70 тысяч тюменцев. Как сообщил на комиссии Геннадий Зверев, директор департамента ЖКХ, на 78 улицах Тюмени нет централизованного водоснабжения. Люди вынуждены пользоваться водоразборными колонками. Хватает ли их везде и всем? Нет.
Жители некоторых улиц годами обивают пороги департаментов, но сдвинуть дело с нулевой отметки не получается. Письменно или устно им отвечают: «Установить колонку в вашем районе не представляется возможным».
Эта же фраза прозвучала вчера и на заседании постоянной комиссии. При этом Геннадий Зверев уточнил: колонок в городе -428, но потребности выше. Особенно зимой. И до конца года планируется заменить 105 старых колонок на новые, незамерзающего типа.
Останется еще 323. Для их установки надо найти в бюджете три миллиона рублей.
ЛУЧШЕ, ЧЕМ НИЧЕГО
Конечно, водоразборные колонки — вчерашний день (которого, впрочем, и сегодня у многих еще нет). Перспективнее было бы сразу строить водопровод. В 2009 году, например, «Тюмень Водоканал» за счет платы за подключение дополнительно проложил водопровод на семи улицах, протяженность этих коммуникаций составила 3,1 км. Таким образом, к централизованному водоснабжению подключено около ста домов.
Подобное строительство ведется сейчас в коттеджных поселках Антипино, деревнях Зайково и Быково. Когда построят все 12 километров, подключат (за счет их же средств) еще 575 потребителей… Работу в этом направлении, конечно, надо продолжать. Но чтобы закрыть все потребности, потребуется около 200 миллионов рублей.
— А почему так неграмотно ведутся работы на улице Алябьева? — вступил в дискуссию председатель постоянной комиссии Николай Романов. — Трубу диаметром в 110 миллиметров положили, но провели ее в никуда, не закольцевали.
— Мы делаем все ровно на столько, насколько есть финансирование, — парировал Геннадий Зверев.
— А надо делать профессионально! — возмутился Романов. — Вы разберитесь со своими инженерными службами! Это их промах, их непрофессиональная работа. Нонсенс — изначально неопределить тип подключения и врезки. Если такие ляпсусы в мелочах допускать, можно так далеко зайти, что за годы не расхлебаем!
— Вы посмотрите, что творится в Заречье! — подал реплику депутат Ришад Зиганшин. — От жителей идут потоки жалоб — при пятнадцати градусах мороза замерзают колонки. Без воды остаются школы, детские сады. Надо принимать меры!
— Мы постараемся пересмотреть графики замены колонок, — примирительно сказал Зверев.
— Заодно подумайте и о противопожарной безопасности. Не забудьте при проектировании колонок и водопроводов предусматривать пожарные гидранты, — добавил первый заместитель главы администрации города Андрей Голоус.
— В общем, действовать надо постепенно и грамотно. Меняйте колонки, стройте водопроводы и делайте все, чтобы довести воду до каждого дома, — напутствовал коммунальщиков Николай Романов.
НЕДОСТИЖИМЫЙ ИДЕАЛ
— Этот вопрос еще тяжелее. Возможности — ограниченнее, — начал свой следующий доклад Геннадий Зверев.
Такая «радужная» картина, на его взгляд, складывается в отношении качества питьевой воды. При всех успехах «Тюмень Водоканала» и попытках применить новые технологии, заменить устаревшее оборудование, провести модернизацию фильтрующих систем, наша вода по-прежнему остается тяжелой, с точки зрения ее очистки. С микробиологическими показателями мы вполне справляемся, а вот по некоторым химическим показателям дела обстоят хуже.
Тура остается одной из самых загрязненных и сложных водных артерий региона, пояснил Геннадий Зверев. У тюменской воды -высокая окисляемость, завышены предельно допустимые концентрации аммиака, кремния, марганца. И все применяемые физические и химические методы очистки пока не дают нужного эффекта. Кроме того, к первичному загрязнению добавляется вторичное. Проходя по старым трубам распределительной сети, вода становится более мутной, в ней повышается содержание железа.
— Есть масса способов, которые можно применить для очистки, — констатировал директор департамента ЖКХ. — Технологии, конечно, подбираются, пробуются пилотные проекты. Но оптимальный вариант пока не найден.
— Готовые научные разработки, к сожалению, не всегда можно взять и применить, — уточнил Николай Романов. — Требуется их отработка на месте. Поэтому не надо торопиться, не стоит делать скоропалительных выводов. Важно понять: есть ли движение к лучшему?
— В принципе, я согласен, — сказал Сергей Шишов, генеральный директор «Тюмень Водоканала». — Методов много. И любую воду можно очистить. Вопрос лишь в стоимости.
— Отклонения по качеству тюменской воды наблюдаются не первый год, — не выдержав, взяла слово Надежда Токарева, главный специалист экспертного отдела управления «Роспотребнадзора». — И не первый раз нас просят согласовать временные отклонения по ряду показателей. Закон позволяет согласовывать такие отклонения, если нет угрозы жизни и здоровью граждан. Только кардинальных изменений в лучшую сторону не произошло. И временные отклонения превращаются в постоянные. А теперь на согласование поступило очередное. И мотивируется оно «100-процентным износом сетей». Что прикажете с такой формулировкой делать? Информировать главного санитарного врача России Геннадия Онищенко? Писать обращение к Владимиру Путину? Если сейчас такой износ сетей, что же раньше делали?
— Ну, молодец! — восхитился смелостью представителя «Роспотребнадзора» Василий Панов, заместитель главы администрации города.
— И я разделяю вашу позицию, — поддержал выступавшую Николай Романов. — Не надо топтаться на месте и все объяснять износом труб. Никому это не интересно. Надо один по одному убирать негативные показатели. А пока никакого движения нет.
— И, знаете, марганец, с которым никак не могут справиться, влияет только на органолептические свойства воды, — добавила Надежда Токарева. — От него может только посторонний привкус появиться. А вот аммиак и кремний обладают токсикологическими признаками. Сразу никто не отравится. Как они подействовали на наш организм, мы узнаем не сегодня и даже не завтра, а много лет спустя.
— Терпение у населения закончилось. Поэтому от научных изысканий надо, наконец, переходить к конкретным делам, — поставил точку в обсуждении Романов. И предложил дополнительно в решении комиссии записать: «Рекомендовать главе администрации города разработать комплекс мер по улучшению качества городского центрального водоснабжения».
***
фото: Николай Романов;Надежда Токарева;Геннадий Зверев