Многоточие Сергея Перепелкина
Свою персональную выставку, открывшуюся в экспозиционном зале Союза художников на улице Холодильной, Сергей Перепелкин назвал «Визирное многоточие» — для тех, кто понимает.
Тем, кто не понимает, он объяснил на вернисаже: в театре используется геодезический термин «визирная точка», означающий предельную позицию, с которой видно происходящее на сцене. Так почему бы не взглянуть с этой позиции на изрядный уже творческий путь? Тем более что повод в самый раз — юбилей, круглее которого не бывает. Но от сравнения выставки с точкой слишком уж веет безысходностью. Иное дело — многоточие…
В следующем году будет двадцать лет, как Перепелкин трудится главным художником театра кукол. Утверждать, что этим все сказано, — значит, сильно погрешить против истины. Многие знают его как живописца, графика, создателя абстрактных арт-объектов, активного участника нашумевшего в девяностые движения «Новое искусство Тюмени». Некоторые помнят как талантливого оформителя из плеяды ярких молодых художников, вышедших из стен Тюменского училища искусств в восьмидесятые. Кое-кто в курсе, что в Екатеринбурге он выучился на искусствоведа. Совсем немногим известно о литературных и музыкальных опытах Сергея Михайловича.
При попытке обобщить его творческие интересы невольно напрашивается пафосный вывод: Перепелкин — художник в широком, поистине возрожденческом, смысле этого слова. Очень разный и при этом очень цельный. Наделенный прекрасным вкусом и сдержанностью настоящего интеллигента.
Именно последнее качество, как полагают, делает его искусство, скорее, рассудочным, чем эмоциональным. Не в том смысле, что он занят лишь отвлеченными умствованиями и не способен к сильным чувствам. «Просто эмоции у него скрыты, — поясняет художник Олег Федоров. — Ему и хотелось бы рубаху на груди разорвать, но в силу воспитания он этого сделать не может».
Работы Перепелкина часто называют застывшими, статичными, однако в этой статике самые зоркие научились угадывать движение, поданное не на показ, не в лоб, а так, как бывает у хорошего актера, который играет без крика, без надрыва, без заламывания рук — с таким внутренним нервом, от которого мурашки по коже.
На первый взгляд, Перепелкин — художник для взрослых, для интеллектуалов, умеющих читать между строк и улавливать подтексты. Наверное, не один Александр Новик, председатель тюменского отделения Союза художников, когда-то удивился, узнав, что Сергей пошел работать в детский театр. Перепелкину показалось, что это может быть интересно. И, как ни странно, кажется до сих пор. И ему, и детям.
Почему — странно? Потому что театр — это конвейер, обязанный выпускать в срок энное количество продукции, то есть спектаклей. Если творческий человек слишком долго стоит у конвейера, он устает, теряет кураж, начинает повторяться, его фантазия слабеет и блекнет. С Перепелкиным не так. Крепнет впечатление, что с течением лет его спектакли делаются только интереснее, как, собственно, и должно быть у настоящего профессионала, накапливающего творческий опыт и житейскую мудрость.
Должно — но редко бывает. Секрет Перепелкина, думается, в том, что он все время ставит перед собой задачи, которые требуют выхода за границы уже достигнутого, — не только в художественном плане, но и в конструкторском. Помощник главного режиссера театра по литературной работе и связям с общественностью Любовь Чмутина знает, с какой скрупулезностью и отдачей главный художник работает над каждым спектаклем, добиваясь, чтобы декорации были не только красивы, но и предельно функциональны, а куклы, маски, костюмы — пластичны и выразительны. Он с явным удовольствием применяет новые технологии, изобретает собственные технические приспособления, но всегда к месту и ровно в необходимой дозе — за что его и назвали лучшим сценографом на последнем кукольном фестивале «Золотой Конек», где наш театр показал оформленный Перепелкиным спектакль «Двенадцать месяцев».
И вот еще что важно: в отличие от «чистого искусства», театр обеспечивает художнику немедленный и живой отклик на каждую его работу. И Сергей Михайлович не скрывает, что ему это нравится.
Те, кто знает Перепелкина ближе, дают его сценическому успеху парадоксальное объяснение: за два десятка лет он так и не стал «человеком театра» — с потрохами, без остатка. И на театральный процесс смотрит с двух ракурсов — изнутри и снаружи, то есть все время свежим взглядом. А может быть, и не с двух. Многоточие предполагает бесконечное число промежуточных стадий. И каждая открывает иную сторону видимого мира. Выставка тем и хороша, что «мы можем взглянуть на его творчество с разных точек, разных углов зрения, с крайних, противоположных и невероятных», — отмечает искусствовед Татьяна Борко.
Картины Перепелкина загадочны, ироничны и по-своему очень театральны. Первым приходит на ум хранящийся в музее изобразительных искусств «Нил» — изящная черная лодка с белым парусом, застывшая в красном потоке на фоне ослепительных бело-желтых небес. И почти в той же гамме, только под синим небом, встает основательный, похожий на античный храм, «Дом», так легко представимый на берегу, вдоль которого проплывает лодка. Или не проплывает, а готовится причалить, потому что дом этот и есть цель плавания.
Так невольно начинаешь разматывать клубок событий, которые могут стоять за этими лаконичными образами, вмещающими все смыслы человеческой вселенной…
«Он сам как-то сказал, — продолжает Татьяна Борко, — что его творчество удобно для анализа искусствоведами и музейщиками, которые могут найти там символику прошлых эпох, признаки любого художественного стиля, вплоть до экспрессионизма и футуризма».
И это заключение снова закономерным образом приводит нас в театр, который, как известно, есть искусство синтетическое, требующее от художника виртуозного владения всем арсеналом выразительных средств. И более того — познаний в драматургии, режиссуре, музыке, пластике, искусстве светового оформления. И мощной интуиции, которая позволит выстроить из бессчетного числа точек связный пунктир, пусть прерывистый, но стройный, уводящий за горизонт, за пределы визирной точки.
Многоточие тем и хорошо, что способно длиться.
***
фото: Сергей Перепелкин на открытии своей выставки;Знакомые нам куклы — герои спектакля «Король-олень»