Любовь со второго взгляда
Главный творческий секрет хорошо известен — необходимо, чтобы вас посетила Муза. Но что делать, если она дремлет, устала, отвернулась, обиделась?
Любой, кто хоть однажды почувствовал, как всемогуща бывает Ее Величество Муза, знает, и насколько она может быть капризна. Уйдет и не поставит тебя об этом в известность — мол, разбирайся, как знаешь. И приходится разбираться. Придумывать свои рецепты, как задобрить, разбудить вдохновение или хотя бы сделать так, чтобы никто не понял, что вас предали в самый ответственный момент. Например, высокий полет на время заменить искусным ремеслом.
Об этих разных, таких противоречивых и загадочных ликах вдохновения рассказывали в субботу гуманитарно-одаренным тюменским школьникам в Доме Буркова.
Здесь решили возродить традицию литературно-музыкальных салонов XIX века. Камерное, неспешное и нешумное общение, живая музыка, задушевный разговор — может быть, именно этого больше всего не хватает современному человеку. В суете и спешке даже на друзей времени не хватает, не до вдохновения уже.
Что такое творческий цейтнот, особенно хорошо знают те, кто ежедневно выступает перед зрителями. Не важно, прилетела Муза или нет, — надо выходить на сцену. Сидеть и ждать вдохновения не получится, а вдруг оно сегодня совсем не придет?
У известной оперной певицы, заслуженной артистки России Ирины Бибеевой есть на этот случай свои рецепты, которыми она с удовольствием поделилась со школьниками. Главное — никогда не опускать рук и постоянно заниматься. Тогда обязательно произойдет «круговорот эмоций в природе» — все, что ты подаришь зрителям, сторицей к тебе вернется. Хотя Ирина заметила, что зрители принимают артиста не сразу. Первые несколько минут публика тщательно изучает: в чем же выступающий к ним пришел? И только когда «встреча по одежке» пройдет успешно, наступает (или не наступает) пора влюбленности, непременными атрибутами которой являются цветы, поклонники и аплодисменты.
Приоткрыл для ребят свои творческие секреты и актер Тюменского драматического театра Сергей Скобелев. Путь его на сцену был сложным. Если Ирина Бибеева говорит, что с детства мечтала быть «заслуженной артисткой» (правда, балериной), то он ни о чем таком и не помышлял, был обычным дворовым пацаном из Кургана и до 16 лет даже в театр ни разу не ходил. Но во время службы в армии вдруг решил, что станет артистом. Почему? И сам не понял. В его жизни многое происходило случайно, спонтанно, как будто судьба его вела.
Например, лет 15 назад Скобелев увидел по телеканалу «Культура» сюжет о Тюменском театре драмы и комедии и понял, что именно в Тюмени будет играть. Трижды приезжал на пробы, а его не брали из-за отсутствия вакансий. На четвертый раз помогло… отчество. Его отца в паспорте записали как Васлав. Дед был большой оригинал, и детей называл причудливыми именами: Мираида, Юрис… Через много-много лет эта чудаковатость сыграла свою роль. Директор Тюменского драмтеатра Владимир Здзиславович Коревицкий увидел какую-то общность в их отчествах и принял Сергея в труппу. Теперь Скобелев — один из ведущих актеров.
— А ежедневная занятость не мешает вдохновению? — спросили его из зала.
— Ширпотреб, конечно, плохо дружит с вдохновением, — отвечал артист. — Но есть один секрет: научиться любить то, что тебе предлагают. Более того, вдохновение не всегда помощник на сцене. Можно так увлечься высоким полетом, что и текст забыть! А актерство, как и любая другая творческая специальность, — все-таки ремесло. Поэтому большая творческая нагрузка — только в помощь. Есть у актеров даже такой термин: «удовлетворение усталостью».
… Школьники засыпали Ирину Бибееву и Сергея Скобелева вопросами. Среди спрашивающих нашлись и те, кто в дальнейшем хочет связать свою жизнь с театром и сценой. Как сказала одна девочка: «Вот только девятый класс закончу и поеду поступать в театральное».
… Первый литературно-музыкальный салон, конечно, не смог вместить всех желающих. Его участниками стали старшеклассники более тридцати тюменских школ. Но в ближайших планах городского информационно-методического центра — провести еще три такие встречи.
Так что к салонной культуре как к «форме коммуникаций настоящей интеллигенции» смогут приобщиться и другие одаренные тюменские школьники.