Юрий Коновалов: «Проблемы избирателей не решаются по щучьему велению»
Юрий Коновалов, депутат по избирательному округу N 9, в городской Думе — с 1994 года. Все это время он работает на самом сложном и ответственном -бюджетном направлении. Сейчас Юрий Иванович — председатель постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам.
С бюджетного финансирования все начинается и на муниципальном, и на федеральном уровнях.
— Юрий Иванович, недавно президент Медведев обратился с посланием к Федеральному Собранию. На что в этом документе вы обратили особое внимание?
— Естественно, на тот раздел, что касается органов местного самоуправления. В том числе и на те вопросы, что нацелены на модернизацию здравоохранения. Пока того уровня, которого жители хотели бы видеть в этой сфере, мы, конечно, не достигли. В частности, мы уже не первый год говорим об очередях в тюменских поликлиниках. Этот вопрос взят лично на контроль губернатором.
Органов местного самоуправления касается и такая тема, как избавление от имущества, которое не требуется для исполнения функций местного самоуправления. У нас много помещений, которые город предоставляет в аренду. И, судя по тексту послания, муниципалитетам необходимо избавиться от «заводов, газет, пароходов». Но, на мой взгляд, торопиться с этим вопросом все же не стоит. Продать можно легко и быстро, но надо заботиться и о будущем. О малом бизнесе, о людях, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Свое дело они обычно начинают с аренды помещения. И если мы на 100 процентов избавимся от всех помещений, то предприниматели, которым они потребуются, вынуждены будут брать их в аренду у частных компаний по очень высоким ценам. Муниципалитет же придерживается правильной политики, предоставляя определенные льготы на аренду помещений. Эти преференции идут в ногу с политикой президента по поддержке малого предпринимательства. И стоимость аренды на муниципальные помещения ниже, и предприниматели знают, что муниципалитет их поддерживает. Поэтому, я думаю, в ближайшие годы у нас все-таки не будет резкой распродажи муниципального имущества. Может быть, избавление от лишнего коснется областного, федерального имущества. В городе, наверное, этот процесс будет идти медленно. А спешка здесь и не нужна.
— Вы в составе Тюменской городской Думы с первого созыва. Вы участвовали в формировании уже семнадцати городских бюджетов. Что принципиально изменилось в бюджетном процессе за эти годы?
— Если сравнивать нынешний бюджетный процесс и прежний, образца 90-х годов, то многое, конечно, изменилось. Но главное, появился ряд нормативных документов, направленных на демократизацию этого процесса. Десять-пятнадцать лет назад не предусматривались, например, публичные слушания. Они были введены законом в 2007 году.
Вначале такая процедура — слушания по бюджету — для людей была непривычной. Может быть, лет через пять она и станет нормой, и люди будут приходить и без всякого стеснения высказывать свою точку зрения, свои предложения, замечания. Пока уровень активности населения еще невысок, но с каждым годом число жителей, участвующих в публичных слушаниях, растет. Еще в прошлом году депутаты сделали замечание, что в публичных слушаниях участвуют, в основном, работники администрации, других учреждений, а не простые жители города. Как результат — ни одного предложения или замечания. По моей инициативе было внесено предложение: активизировать уведомление жителей о времени и месте проведения слушаний. Кроме того, выступая на заседании городской Думы, я обратил особое внимание на то, что среди участников не хватает таких категорий населения, как, например, студенты. И они пришли в этом году!
Надо учесть, что студенты 2010 года — это не студенты 90-х годов. Сегодняшние студенты — это смелые, современные люди, открыто высказывающие свое мнение. Может быть, иногда их выступления были слишком эмоциональны, не всегда попадали в тему, но в целом они оказывались правильными. Главным достижением публичных слушаний стали предложения участников. Раньше рекомендации формировались на основе «домашней заготовки» администрации, за нее оставалось лишь формально проголосовать. В этом году — впервые! — все, что предложили жители города, было учтено в тексте рекомендаций. Люди приходили и выступали не по бумажке. И эта искренность выступлений хорошо чувствовалась. Публичные слушания стали действительно публичными и по сути обсуждения, и по характеру принятых предложений.
Эти предложения жителей оказались правильными, попадающими в самую точку. Например, о возвращении студентам льгот на проезд в общественном транспорте. Пока студенты не понимают городскую власть. Они недоумевают, почему решили сэкономить именно на них. Считают, что можно было бы поискать и другие источники экономии бюджетных денег.
Честно могу сказать, что я всегда был противником ликвидации этих льгот. Точнее, надо сказать, что их не ликвидировали, а вынуждены были приостановить из-за недостатка денег в бюджете. Необходимая сумма, действительно, выглядит пугающе — почти 25 миллионов рублей. Но здесь нужен разумный, хозяйский подход. Льготы надо давать не поголовно, а только нуждающимся. Списки нуждающихся студентов может составить каждый ректорат, и это позволит значительно уменьшить требующуюся сумму до десяти миллионов рублей, а то и меньше. И тогда на сэкономленные деньги можно будет снять ограничения с количества поездок. Разрешить не две в день, туда и обратно, а более. Многие ведь ездят на учебу с пересадкой… Льготу студентам мы обязательно вернем. Через месяц-другой она снова должна заработать.
Другие рекомендации, принятые на бюджетных слушаниях, носят более общий характер. Например, увеличить расходы на здравоохранение, физкультуру, спорт, благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство. Жаль, что не пришли на публичные слушания те жители, которые могли бы внести и по этим разделам конкретные предложения. Не пришли и родители тех детей, которые ходят в детские садики. В Тюмени за последние годы очень многое сделано в этом направлении, но не все. Самое главное, очередь в детские садики сокращается.
Ближайшие публичные слушания пройдут в следующем году по результатам исполнения бюджета 2010 года. Возможно, там мы услышим от жителей и новую критику, и новые рекомендации.
— За последние два года городской бюджет похудел почти втрое — с 24 до 9 миллиардов рублей. Возможен ли возврат к старому благополучию? Отчего это зависит?
— Действительно, то, что первоначально было запланировано на 2009 год, пришлось сократить. Надо было адаптироваться к этим новым условиям, и мы смогли это сделать, смогли выжить. Мы научились жить по доходам, перестали жировать. И выяснилось, что ничего страшного не происходит, если остается только девять миллиардов. Город убирался, мусор вывозился, ремонты проводились. Не наступило коллапса, которого можно было бы в этих условиях ожидать. Приняли совершенно верное решение: лишнее убрать, но не экономить на обслуживании имущественных комплексов. Деньги на эти цели идут большие, но идут на дело. Город стали убирать лучше даже там, где десятилетиями никто не убирал, — и во дворе дома, и за домом. По своему округу я это хорошо знаю. Появились евроконтейнеры, мусор стали вывозить лучше, жалоб почти не стало. И люди в ответ на такую заботу бережливее стали относиться к городскому имуществу.
Работу в имущественных комплексах надо не только дальше продолжать, но и совершенствовать. Нужно переходить на новую схему платежей за уборку территории. Деньги, которые платят жители, должны идти не в ТСЖ или управляющую компанию, а непосредственно тем организациям, которые выигрывают аукционы по уборке имущественных комплексов. Сейчас у нас разнобой. И разница особенно видна сейчас, во время обильных снегопадов. Там, где убирает организация, выигравшая тендерна уборку, там практически чисто, а там, где только дворник, — там ни проехать, ни пройти. Одному человеку физически не справиться с трехмесячным количеством выпавшего снега.
— Есть ли у города свои собственные резервы пополнения доходной части?
— Их не так много. Главный из них — малый и средний бизнес. Это «коровка, которая дает нам молоко», и чтобы она нас хорошо кормила, надо и нам ее подкармливать. Правда, прежде надо разобраться, сколько же все-таки в городе действующих субъектов малого и среднего предпринимательства. По информации пенсионного фонда, многие предприниматели числятся, но ничего не перечисляют в пенсионный фонд просто потому, что они не работают. Здесь надо навести порядок, чтобы знать истинное количество. Мы оперируем большими цифрами, но фактически ошибаемся на 20-30 тысяч единиц. Рассчитываем, что в городе около 60 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, а работающих среди них не более половины. Нам надо знать не дутые цифры, а реальные. И с ними работать. Тогда и вклад города в эту сферу станет более значимым.
Еще одна мера пополнения бюджета — борьба со злостными неплательщиками налогов. Несколько лет назад мы их даже приглашали на заседание городской Думы, где они держали ответ: почему не платят налоги в бюджет? Но налоговая инспекция, ссылаясь на налоговую тайну, отказывает в предоставлении таких сведений. Интересно, что в других городах по-прежнему действует практика вызова неплательщиков в органы местного самоуправления. А у нас нет такой возможности, хотя таких героев хотелось бы знать в лицо. Все-таки надо брать на вооружение опыт других городов по борьбе с неплательщиками.
Надо более взвешенно подходить и к предоставлению льгот по земельному налогу. В этом году его предоставили тем организациям, которые ведут жилищное строительство, а также строительство и эксплуатацию объектов физкультуры и спорта. Решение принято правильное, но надо через год посмотреть результативность такой льготы. Что изменилось? Что жители от этого получили? Повысилась ли доступность посещений спортзалов, например. Если ничего не изменилось, то такие льготы надо отменять. То же касается и льгот на рекламную деятельность. Ее эффективность тоже предстоит проверить.
В общем, источников пополнения доходной части бюджета у города не так много. Но я сторонник того, чтобы изучать опыт других городов. Ведь каждый город по-своему уникален, одни и те же проблемы везде решаются по-разному.
— Впервые за много лет в этом году от депутатов, входящих в состав вашей комиссии, прозвучали претензии в адрес Счетной палаты. В чем их суть?
— Годовой план работы Счетной палаты утверждается и формируется депутатами, и состоит он, в основном, из проверок тех объектов, которые ремонтировались и реконструировались в городе. Силы Счетной палаты должны были бы быть перегруппированы в соответствии с поставленными задачами. Но этого не случилось. Пришлось перестраиваться на ходу. Дополнительно назначать еще одного аудитора, который будет отвечать за проверку объектов капитального ремонта, и в помощь ему еще семь инспекторов.
Такая перестройка позволит городскому бюджету вернуть средства, которые были выплачены по завышенным объемам строительных работ. Хотя не Счетная палата должна была бы выявлять такие недостатки, а те, кто подписывает акты о приемке работ. Принимающие объект должны знать, что наступает уголовная ответственность, если подписываешь несуществующие объемы. И в целом поднимать на принципиально новый уровень качество работы службы технического надзора. Когда проверяющий видит, что суммы необоснованно завышены, он должен добиться, чтобы правоохранительными органами была проведена проверка. Если бы такие примеры были, то ответственность была выше. А пока у подписывающих акты никакой ответственности не наступает. Здесь необходимы коренные изменения: в структуре, в составе, в системе работы Счетной палаты. У нас ведь одна из самых больших городских Счетных палат России — 30 человек. Даже в городах-миллионниках нет такого штата. И спрос с этих специалистов надо увеличивать. Депутаты уже провели анализ работы Счетной палаты и по финансированию, и по материально-техническому обеспечению. Сил и средств хватает. Надо просто не расслабляться, а качественно работать. Проверять все детально на объекте, а не у себя в кабинете.
— Вашему избирательному округу повезло. У него пятый созыв все тот же депутат. Плюсы такого постоянства очевидны, а подводные камни есть?
— Каждый созыв все наказы избирателей я оформляю в отдельную книжку. Отмечаю, что обещал и что удалось сделать. Обычно удается все, но не все возможно сделать сразу. Из года в год чувствуешь, как повышается ответственность. Если тебе раз доверили, два, третий, четвертый — с каждым разом становится все ответственней. Люди на тебя надеются. Так что не легче год от года становится, а сложнее. Причем не всегда надо ждать, когда придут избиратели, что-то подскажут или попросят. Часто я и сам, не дожидаясь обращений, решаю проблему. Например, недавно совместно с управой Калининского округа мы сделали тротуар на улице Пархоменко. Может, кому-нибудь это покажется мелочью, но из таких мелочей и состоит жизнь. И мне от такой «мелочи» приятно, я знаю, что это мой труд. Депутат ведь призван биться не за себя, а за жителей, чтобы решить их насущные вопросы.
— И все-таки есть ли на вашем округе проблемные точки «со стажем»?
— Кризис не дал нам продолжить так хорошо начатую программу благоустройства дворов. Темпы пришлось сбавить, но причины были объективные. В этом году совместно с управой мы привели в порядок два больших двора — по улице Ставропольская, N 11 и N 13. Теперь на них приятно посмотреть. Но остались еще более пяти дворов, которые надо благоустроить. Подростковые клубы отремонтированы все до одного. Школа N 69 еще ждет очереди, но на ее ремонт требуется более 150 миллионов рублей. Проектно-сметная документация уже готовится, и, при наличии помощи из областного бюджета, в 2011-2012 году, надеюсь, удастся начать ее ремонт.
— Изменилась ли за эти годы система работы вашей общественной приемной? И изменился ли характер обращений?
— Прием граждан — всегда лакмусовая бумажка работы депутата. Но интересно, что чем больше работаешь, тем больше на прием приходит не просителей, а людей, которые хотят просто получить совет. Особенно много стало приходить молодых. Еще пять лет назад такого количества молодежи у нас на приеме не было. Меньше приходит людей с вопросами, не относящимися к деятельности депутата городской Думы (например, по вопросу назначения пенсий). Но общее количество обращающихся не уменьшается.
— Если бы у вас была возможность мгновенного исполнения трех желаний, но не для себя, а для людей, что бы вы загадали?
— Хотелось бы, конечно, как «по щучьему велению», отремонтировать все 66 многоэтажных домов на моем округе. Чтобы там были новые скатные крыши, подвалы стали сухими, появилась новая внутридомовая разводка и приборы учета с телеметрией. Вторым бы желанием было отремонтировать все дворы. Чтобы людям и в домах жилось уютно, и за пределами своего дома было чисто и светло. А третьим — привести в хорошее состояние все тротуары и дороги. И если б к этим трем желаниям можно было добавить четвертое — сделать так, чтобы достаток был во всех домах, чтобы зарплаты и пенсии были высокие. Не знаю, верю ли я в волшебство, но точно знаю, что всего в жизни можно добиться, если прикладывать к этому усилия.
***
фото: Юрий Коновалов