Пусть никогда не бедствует театр!
— Жаль, что фестиваль так быстро закончился! — вздыхает студентка Марина Шилова. — Зато мы получили такой глоток театрального воздуха, что все еще не могу выдохнуть!
II Всероссийский молодежный театральный фестиваль «Живые лица», проходивший в Тюмени, завершился в воскресенье. За четыре дня зрители посмотрели одиннадцать спектаклей и приняли участие в мастер-классах по актерскому мастерству и пластике. Аудитория — молодая, студенческая, но нет-нет да мелькнет какая-нибудь бабушка. А что, тоже интересно!
Мария Николаевна Сушкова на таком фестивале впервые, но масштабы происходящего оценила сразу.
— Меня внучка привела. Я мало что в этих спектаклях понимаю, — смеется она. — Но мне нравится. Ребята на сцену выходят, глаза горят, щеки румяные, сразу видно — нашли свое призвание. Так все ярко, живенько!..
Как выяснилось позже, «живые» на фестивале не только режиссеры, актеры и зрители, но и сами спектакли. Программа менялась, показывала характер -например, коллективы из Челябинска и Сургута не приехали, а вместо студенческого театра Николая Коляды выступила другая труппа, тоже из Екатеринбурга. Но фестиваль не потерял своей прелести из-за небольшого сумбура. Все площадки были забиты зрителями до отказа.
Студенческая «Стрекоза» из Барнаула показала постановку «Золотой петушок» по сказке Пушкина. Публика оценила то, как умело актеры обращаются с реквизитом, легко используя один предмет в различных целях. Так, шатер, в котором сидела шамаханская царица, был и столом, и постелью, и даже повозкой!
Учебный театр Тобольского колледжа искусств и культуры удивил небольшой инсценировкой одноименной повести В. Пелевина «Затворник и Шестипалый». Это имена двух петухов, которые отделились от остальных птиц. Первый — из «идейных соображений», а второго просто прогнали, потому что у него на лапах по шести пальцев…
Вечером того же дня послушать комическую оперу «Мельник-колдун, обманщик и сват», поставленную известным в Тюмени педагогом Еленой Орловой, пришло так много народу, что в театре кукол пришлось ставить дополнительные лавочки.
Все занятые в спектакле выступили отлично, сочетая хорошее пение с искренней игрой. Но оценить спектакль по достоинству смогли немногие. К середине выступления часть зрителей потянулась на выход — увы, опера не всем пришлась по вкусу. Ожидали чего-то другого? Или плохо представляли, куда и зачем идут?
Следующий конкурсный день начался со смелых опытов. Например, «экспериментальный драматический театр N 3» из Екатеринбурга представил спектакль-кабаре «Внутренняя эмиграция». Пьесы как таковой не было, все действо придумывали сами актеры. Хотели, чтобы получилось сложное, многогранное произведение, способное отразить множество идей. Здесь и учительница Юрия Гагарина, и певица Марлен Дитрих, и декадентская поэтесса…
— Это спектакль про то, что происходит внутри человека, когда вокруг него все рушится, когда меняется мир, — сказала после спектакля актриса Татьяна Панайоти. — Потому что, несмотря на все невзгоды, в жизни человека всегда остается что-то светлое и настоящее, то, ради чего стоит жить.
На одном дыхании прошла долгожданная постановка «ЛюблYOU. УбьYOU. ВерYOU» по мотивам пьесы Ольги Мухиной «Ю» (в постановке студентов Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий).
На сцене дружная компания отмечает Новый год. Чем дальше заходит праздник, тем больше раскрываются герои. Любящие и любимые, изменники и ревнивцы, способные убить и не способные признаться в своих чувствах. Смело, ярко, свежо. Как авангардное полотно с пестрыми красками.
Спектакль «Эскизы» (по мотивам «Колымских рассказов» В. Шаламова) тюменского театра танца «Академия» был представлен в номинации «Пластический театр». Важно уточнить, что эта постановка демонстрировалась уже несколько раз и успела завоевать в сердца зрителей. За время спектакля актеры не сказали ни слова — всю боль и печаль они выражали движениями. С поставленной задачей справились великолепно: восхищенные зрители кричали: «Браво! Молодцы!», а иные. плакали, расчувствовавшись.
… В последний фестивальный день жюри подвело итоги и наградило все коллективы. В общей сложности было вручено 19 наград. Гран-при завоевал театр «Академия». По решению альтернативного молодежного жюри, другого Гран-при был удостоен учебный театр «На коврике» (Тюменская академия культуры, искусств и социальных технологий) с драматической постановкой «Ричард II».
— Каждая работа достойна похвалы. Мы наградили всех, чтобы поддержать те крохи молодежного театрального движения, которые есть сегодня. У нас фестиваль студенческий! — делает ударение на последнем слове Марина Жабровец, заместитель председателя оргкомитета и член жюри. — И главная цель — популяризировать театр. Не губить резким словом, а помочь и направить молодые коллективы. Огорчает только то, что из средств бюджета выделяется слишком мало денег на культуру, и театр в частности . Три замечательных коллектива не смогли принять участия в фестивале, потому что не нашлось денег, чтобы к нам приехать. Мы решили, что в следующем году подарки конкурсантам будут скромнее, но мы привезем за свой счет театр, который будет в этом нуждаться!
… На мой взгляд, фестиваль удался. Хотя, наверное, кто-то из искушенных театралов остался недовольным: «Как-то простенько, незатейливо!» Ответим им так: не боги горшки обжигают. Эти ребята еще только учатся мастерству актеров и режиссеров. Их лучшие работы — впереди.
***
фото: Сцена из спектакля «ЛюблYOU. УбьYOU. ВерYOU»;Тюменцы Сергей Евдокимов и Валерия Матросова играли и пели в комической опере «Мельник-колдун, обманщик и сват»;Тюменцы Сергей Евдокимов и Валерия Матросова играли и пели в комической опере «Мельник-колдун, обманщик и сват»;Артур Анипер в роли Золотого петушка в одноименном спектакле;Сцена из спектакля «Внутренняя эмиграция»