Александр Пейс: «Прежде всего — решать проблемы людей»
Депутат по избирательному округу N 25 Александр Лейс входит в состав сразу двух постоянных комиссий городской Думы — по развитию ЖКК и благоустройству и по безопасности жизнедеятельности населения.
— Александр Александрович, ваш округ простым не назовешь. Районы — не центральные, жилье — не элитное… Не потому ли вы выбрали работу именно в этих комиссиях?
— Выбор самым прямым образом связан с особенностями избирательного округа. Как строитель, я должен был работать в комиссии по градостроительству, но еще на предварительных встречах с избирателями понял, что всех в основном интересуют проблемы ЖКХ и безопасности жизнедеятельности. Больше всего людей волнуют условия, в которых они живут.
По специальности я — инженер по строительству и эксплуатации автомобильных дорог, и вот уже 34 года профессионально занимаюсь вопросами строительства жилья, дорог, инженерных сетей и благоустройством. Строили мы и федеральные трассы, и взлетно-посадочные полосы. И в Тюмени, и в Ханты-Мансийском округе. Поэтому хорошо знаю все этапы благоустройства и реконструкции улиц.
В 1990 году совместно со штабом по реконструкции дорог в Тюмени была принята концепция их строительства. Она подробно расписывала все этапы, начиная от полной выборки грунта для устройства конструкции дорожной одежды, строительства дренажной системы до ремонта сетей, попадающих в тело дороги. Тогда же было принято решение и о запрете бетонного бордюра, срок службы которого не превышал двух лет. Предлагалось устанавливать только гранитный — с неограниченным сроком службы. По такому принципу построены улицы Республики, от Перекопской до Мориса Тореза, Ленина, Герцена и другие.
— Изменились ли за столько лет технологии дорожных работ?
— Дорожное строительство -целая наука. Эта отрасль требует строгого соблюдения норм, правил, ГОСТов на материалы, рецептов на приготовление смесей из местных материалов. Особых различий в технологии строительства в Европе и в России нет. Механизмы по укладке и заводы по приготовлению асфальтобетона везде используются одних и тех же фирм. А основным критерием качества являются соблюдение строительных норм, проектной документации, квалификация и оснащенность подрядчика, требовательность заказчика. И самое главное — наличие таких понятий , как ответственность и совесть.
— В вашем округе, наверно, много не просто старого, а ветхого жилья.
— Самые высотные дома у нас — пятиэтажные. На Мысу это, в основном, двух-трехэтажки 50-х годов, построенные еще пленными немцами. Что же касается м и крорайона улицы Губкина, то там строили жилье «Мостострой-11» и объединение «Тура». Все это так называемые «первые дома». И самый лучший лекарь для них — снос. Ремонтировать здания, подвалы которых полностью затоплены из-за высокого уровня грунтовых вод, — бесполезно. Управляющие компании, обслуживающие жилье в нашем округе, — «Тура-сервис» и «Тюменьремжилсервис» — всегда стараются помочь людям, но даже при хорошем обслуживании здесь никогда не решить всех проблем. Единственное, что можно сделать, — заменить кровлю. Когда и снизу, и сверху вода — совсем плохо.
— Буксует ли, на ваш взгляд, программа сноса ветхого и аварийного жилья?
— При дефиците бюджета сделать все и сразу невозможно. Со статусом «ветхое» на моем округе числится около 40 домов. Там, где нет возможности сразу снести, — планируется капитальный ремонт.
В целом, программа по сносу ветхого жилья работает, но есть недостаток финансовых средств на ее осуществление. Например, на моем округе под снос попали 18 жилых домов, в том числе по улицам Марины Расковой, Макарова, Судостроителей, Судоремонтной. Людям, прожившим много лет на Мысу, предложили переселиться в другие районы города. Но многим хочется остаться. Здесь у них выросли дети, учатся внуки — сложно менять то, к чему привык за многие годы. Вообще, поселок Мыс — комфортный для проживания: парк Гагарина, садики, школы, больница. Мыс привлекателен и для инвесторов: хорошая транспортная развязка, выход сразу на три моста, окружную дорогу, предвидится строительство четвертого моста — в районе поселка Яр. Кроме того, в этом районе — хорошее водоснабжение, проложена канализация, проведен газ.
Это раньше Мыс был деревней, а теперь — перспективный район. И Лесобаза — микрорайон будущего. Наличие грунтовых вод — не помеха для строительства многоэтажного жилья.
— Большинство горожан не представляют себе, что можно жить без воды, ходить за ней на колонку.
У жителей вашего округа есть такие проблемы?
— В поселке Мыс сети водопроводов очень ветхие, со сроком службы 30-40 лет, поэтому почти повсеместно требуется сооружение новых. На особенно остро проблема водоснабжения стоит на улицах Промышленной и Хабаровской. Длина первой — почти триста метров, второй — более четырехсот. И здесь нет водопровода. Жителям приходится ходить на колонку почти за полкилометра — на улицу Мельникайте. Совместно с городским департаментом ЖКХ мы прилагаем все усилия, чтобы решить задачу в 2011-2012 годах.
— Один из главных вопросов ЖКХ в Сибири — подготовка к зиме. Изменилось ли, на ваш взгляд, что-то в этой системе?
— Готовность жилого фонда во многом зависит от работы управляющих компаний, обслуживающих внутридомовые сети. Но сильное влияние оказывает и состояние разводящих сетей, которые требуют капитальных ремонтов и финансирования. А и того, и другого недостаточно.
Например, в нашем округе существует проблема теплоснабжения домов по улице Губкина. Происходят сбои в подаче тепла от котельной. В результате температура в квартирах в отдельные дни опускается до 16 градусов.
Есть у нас на округе и так называемые «туркменские дома» на улице Жуковского. Здесь необходим капитальный ремонт с утеплением стен, иначе углы в квартирах промерзают.
— Как только начинаются дожди, город тонет в лужах. С грязью на тротуарах в Тюмени научились бороться, а вот с потоками воды на проезжей части — с трудом. В чем причина?
— Луж на проезжей части по определению быть не должно. За это несут ответственность заказчик, проектировщик и подрядчик. В проекте всегда предусматривается продольный, поперечный уклон полотна или ливневая канализация. Если что-то не так — вода не уходит. Это явная ошибка строителей или проектировщиков. И таких мест в городе немало.
У меня есть правило: каждую неделю объезжать территорию округа. Иногда такие объезды проводим совместно с руководством управы Ленинского округа. Обсуждаем проблемы водоотведения, отсыпки улиц щебнем, фрезерованным асфальтобетоном. После одного такого объезда, например, засыпали лужи на улицах Губкина, Элеваторной, Сахалинской.
— Много ли избирателей к вам приходит на прием? Верят ли люди в то, что депутат им поможет?
— С начала пятого созыва мы провели более двухсот приемов избирателей, на которых побывало более шестисот человек. Многие — не по одному разу. Решаем одно, появляется другое. Если бы люди не верили, наверное, не приходили бы.
В основном, конечно, обращаются те, кто оказался в трудной жизненной ситуации, из неполных, малообеспеченных семей, воспитывающие детей-инвалидов. Как им не помочь? Избиратели знают, что мы к их словам прислушиваемся, стабильно и целенаправленно решаем каждую проблему.
Я всегда стараюсь действовать по принципу: « Вначале решать проблемы людей». Чтобы все получалось, нужны знания — городских проблем, путей их решения. Необходимо слышать, понимать человека, искренне стремиться ему помочь. И без терпения в этой работе не обойтись.
***
фото: Александр Лейс