Возвращение из темноты
В коридорах центра восстановительной реабилитации «Пышма», который находится на 28-м километре Ялуторовского тракта, стоят яркие цветы, висят картины из гипса. А по периметру установлены поручни. С помощью их пациенты этого центра ищут дорогу…
В центре реабилитации проходят лечение инвалиды по зрению. На поручнях перед лестницами и поворотами языком Брайля обозначено, что следует впереди. Каждый кабинет имеет два имени: то, которое можно прочесть, и то, что можно ощутить только кончиками пальцев.
ЦВЕТА, ЗАБЫТЫЕ В ТЕМНОТЕ
Многие, кто приезжает сюда, потеряли зрение уже в зрелом возрасте. Когда Валерий Пищулев ослеп, он перестал выходить из дома. Не хотел брать в руки трость, не хотел признать то, что больше не сможет видеть. Через пять лет Валерий начал учиться жить в полной темноте…
— Я не вижу света. Привык, — говорит он. — Самое сложное для меня было — начать учиться жить с этим…
В центре он посещает массажные процедуры, бассейн. На занятиях домоводства и самообслуживания его и других пациентов учат печь блины, гладить, заправлять кровать и правильно надевать одежду.
Я попросила Валерия показать мне, как отличить изнаночную сторону кофты от лицевой.
— Вот смотрите, здесь изнаночный шов, этикетка, — Валерий взял мою руку и приложил к свитеру, чтобы я почувствовала отличия. — А здесь — пуговки, карманы. Это лицевая сторона. А пуловер этот мужской, потому что пуговицы с правой стороны.
Валерий очень опрятно одет — в светло-бежевый шерстяной свитер. Но он не знает, какого цвета его одежда… За долгие годы темноты стал забывать цвета. Ему сложно вспомнить и представить их.
Хотя в центре есть специальный прибор, который может помочь слепому человеку узнать цвет одежды. Его стоит просто приложить к предмету, и грубый мужской голос громко скажет, какой оттенок у поверхности. В его памяти 120 разновидностей цветов. Есть светло-зеленый, ярко-красный. С помощью прибора можно легко выбрать одежду. Если человек слеп, это еще не значит, что он не хочет красиво выглядеть.
В центре даже каждая комната имеет свое индивидуальное оформление.
— Вот, например, желтая комната. Она выдержана в одном стиле, — открыла двери в спальню Татьяна Заворуева, социальный работник по реабилитации.
Кровать застелена ажурным покрывалом. На окнах — полупрозрачные золотистые шторы. Очень уютно. Как и везде в центре.
Пациенты сами делают центр уютным: лепят из глины игрушки, составляют панно из сухоцветов. Их руки чувствительны к таким материалам.
— Человек, который начинает терять зрение, должен компенсировать это за счет других органов чувств. Для этого необходимо развивать мелкую моторику, воображение. Этим мы и занимаемся здесь, — рассказывает Татьяна Заворуева.
Абсолютно слепых пациентов здесь немного. Поэтому главная задача врачей центра — помочь людям сохранить зрение.
Есть тут кабинет офтальмологии, где находится уникальное диагностическое оборудование. За первым столом проводится ультразвуковое исследование глазного яблока: врач может увидеть его деформацию и назначить эффективное лечение.
На соседнем столе стоит большой аппарат, чем-то похожий на. дуршлаг. Он помогает изучить поля зрения человека. Специальная программа на компьютере рисует диаграмму бокового зрения пациента. Для нас это просто неровные круги, а для врача — достоверная картина состояния глаза.
После обследования человеку назначат лечение. Оно направлено не только на глаза. Это и беседы с психологом, релаксация, массаж. В нашем теле все взаимосвязано, говорят врачи.
ТИШЕ ЕДЕШЬ — ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ
Виталий Подлог, инвалид первой группы, очень аккуратно идет по коридору. Почти не отрывает ног от пола.
Он не прикасается к поручням — держит перед собой длинную трость.
С ее помощью Виталий чувствует все препятствия на своем пути. Он пользуется самой распространенной техникой — «постоянный контакт». Медленно водит тростью по полу, слегка стучит по стене. Каждая поверхность имеет свой звук. Вот он встретил на своем пути пластиковую дверь — она звучит совсем иначе, чем деревянная.
Виталий приехал сюда недавно, но уже спокойно передвигается по центру. Даже не боится ступенек. Но все же без руководителя — Татьяны Гарифуллиной передвигаться сложнее. Она предупреждает его обо всех препятствиях.
Виталий идет очень медленно.
— А куда торопиться… Тише едешь — дальше будешь, — засмеялся он.
Виталий — один из самых способных учеников Татьяны. По специальным макетам он изучает план центра. Пальцами прокладывает свой маршрут от холла до комнаты.
— Вот моя спальня, — говорит Подлог и держит руку в одной из ячеек деревянного макета.
Такой же макет он хранит в памяти, когда возвращается в комнату после процедур.
БЕЛЫМ ПО ЧЕРНОМУ
По словам врачей и социальных работников по реабилитации, уникальность центра «Пышма» состоит в том, что здесь созданы все условия для детей с проблемами зрения. В одном из кабинетов есть тренажеры для тренировки неокрепших мышц детей. Есть аппараты для лечения косоглазия.
Вот в кругу сидят совсем маленькие ребятишки. Смотрят в специальные «бинокли» на цветные лампочки. Не капризничают — врач в игровой форме представляет им этот аппарат.
В 2011 году планируется открыть кабинет для лечения патологии речи детей. Для этого специалисты центра повышали квалификацию на курсах в Санкт-Петербурге. А врачи северной столицы приезжали в «Пышму», чтобы посмотреть на развитие тюменских технологий.
— Мы стремимся развивать наш центр. Дети — это самое главное для нас. Ведь их глазки еще можно сберечь, — рассказывает Алевтина Лузина, главный врач «Пышмы». — Когда врач замечает у ребенка снижение зрения, родители не разрешают тому долго смотреть телевизор, пользоваться компьютером и даже читать. А как тогда ребенок будет получать информацию, учиться и развиваться?
В центре эта проблема вполне разрешима. Есть компьютерные классы, которые помогают слабовидящим людям работать за компьютером и уменьшают риск снижения зрения. Их даже учат пользоваться… лупами. Есть, конечно, и всем знакомые стеклянные лупы. Но они не всегда могут помочь. Поэтому слабовидящим помогают освоить электронные лупы, похожие на фотоаппараты. Если приложить такую к тексту, на большом экране появляются буквы, увеличенные в несколько раз. Можно менять фон и цвет букв, что бы было комфортнее для глаз.
Правда, такой прибор стоит около 20 тысяч рублей. Не у всех хватит на него средств.
***
фото: Виталий Подлог ищет свою комнату на макете (на заднем плане — Татьяна Заворуева);Реабилитационный центр «Пышма» спрятался среди заснеженного леса;Ребятишки пришли на процедуры;Пациенты любят постоять под водопадом, который бьет из стены бассейна;Пациенты концентрируют взгляд на кончике пальца