Наследница Эйнштейна в детсаду
Как можно использовать апельсин, кроме того, что мы можем его съесть?
Оказывается, из апельсиновой кожуры, если ее аккуратно снять, можно соорудить подсвечник, корзинку для салата, шкатулку… А одна девочка предложила даже скроить… купальник. Правда, выйдет, пожалуй, только кукольный.
Над такими вопросами — про апельсины и не только — предлагает поразмышлять ребятишкам Антонина Сидорова, победитель областного и участница всероссийского этапов конкурса «Воспитатель года».
В этом году конкурс проводился впервые. С 16 по 19 ноября в Москве прошел финал, куда съехались 62 воспитателя со всей страны.
Антонина Сидорова работает в тюменском детсаду N 110 на Садовой. Она рассказывает о конкурсе:
— Впечатления противоречивые. У нас не было возможности перед занятием познакомиться и пообщаться с детьми, как на областном этапе… Да и просто по времени тяжело перестраивались: в восемь вечера ужинали, потом до одиннадцати обсуждали что-то, общались… Если перевести на тюменское время, спать ложились в два часа ночи.
Участниц разделили на несколько групп, и в каждой по итогам открытого занятия с детьми выбрали лауреата, а потом десять человек собрались в финале за «круглым столом», где обсудили блок вопросов. Победительницей конкурса стала Юлия Маляшок из Мурманска. И участники согласны с выбором жюри.
Антонина Сидорова не вышла в финал. В своей группе она заняла второе место, уступив воспитателю из Иванова. А по итогам всего конкурса вошла в двадцатку лучших воспитателей России. Методические разработки Антонины Викторовны заинтересовали коллег, они задавали вопросы, копировали ее «методички».
— Я девять лет работаю в детском саду и делаю упор на развитие познавательно-речевой деятельности: учу детей экспериментировать с вещами, выдвигать свои идеи и защищать их. Еще Эйнштейн учил нас взламывать стереотипы, — рассказывает Антонина Викторовна. — Например, однажды мы обсуждали идею: а что, если в Тюмени выкопать… море? Многие высказывались «за»: сможем дышать полезным морским воздухом и делать украшения из раковин. А один мальчик сказал: «Чтобы выкопать море, придется вырубить слишком много деревьев, и тогда мы все погибнем».
Идеи, которые Антонина обсуждает со своими воспитанниками, порой забавны или неожиданны, но она учит детей мыслить нестандартно, предлагать новые решения, не бояться ошибок.
А начинается все просто — экспериментом с предметом. На конкурсе в московском садике Антонина проводила занятие с носовыми платками. Как можно использовать платок нестандартно? Кто-нибудь из вас думал, что из него можно смастерить зайца — пальчиковую игрушку на руку? Оказывается, можно. А еще платок — хорошая защитная маска против смога. В этом году тема смога как никогда актуальна для москвичей, поэтому дети живо включились в разговор, стали рассказывать, чья мама и как мастерила защитные маски. На прощание одна девочка подарила Антонине Викторовне платок с вензелем «А», воспитательница говорит, что для нее это самый дорогой подарок, привезенный из столицы.
— Коллеги из Тюмени спрашивают, отличаются ли московские дети от тюменских, наверное, они более эрудированные, общительные. Я могу сказать, дети — те же самые. Вовсе не с другой планеты, — говорит Сидорова.
… 2010 год — очень важный в системе дошкольного образования. Детские сады переходят на новые формы образовательной деятельности.
— Стандарты и программный минимум остаются. Но сажать детей по тридцать человек за столы, как на уроке в школе, — это вчерашний день. Воспитателям предлагают проводить те же развивающие занятия, но, не отрывая детей от игры, а самим вступая в нее, — размышляет методист городского центра Нинель Дмитриева (она тоже участвовует в нашем общении). — Например, надо подготовить выставку рисунков ко Дню матери. Сейчас на это выделяется не одно занятие по ИЗО, как раньше, а целая неделя. Чтобы воспитатель смог разделить детей на небольшие группы и каждому ребенку уделить больше внимания, помочь, подсказать.
— Мне эта перестройка близка и понятна, — продолжает тему Антонина Сидорова. — У воспитателя теперь меньше времени, чтобы сидеть на месте. И он должен иметь глаза на затылке, чтобы, пока занимается с одними детьми, видеть, что делают другие!
— Антонина Викторовна, как можно нестандартно использовать в обычной жизни. а вот, хоть этот стакан?
— Можно использовать его как погремушку, если насыпать туда что-нибудь, закрыть ладонью отверстие и потрясти. Можно перевернуть, приспособить наверх шарик, нарисовать глаза, рот — получится кукла. Можно. разбить и ходить по стеклам, как йог, — улыбается воспитательница.
Видно, что этот ряд она может продолжать если не до бесконечности, то очень долго.
***
фото: Антонина Сидорова и ее сын Женя