Бюджет и социальная справедливость
«В одном из номеров газеты я прочитал объявление о том, что состоится публичное обсуждение бюджета на 2011 год, чему был немало удивлен»…
Так начиналось письмо нашего читателя Юрия Лыскова в «Тюменский курьер», которое он написал по горячим следам, после того, как «впервые в жизни» посетил публичные слушания по проекту бюджета города. И ему захотелось поделиться своими впечатлениями и размышлениями, очень уж неоднозначным показалось событие, которое одновременно и порадовало его, и огорчило.
К положительным моментам Юрий Михайлович отнес то, что «администрация не побоялась вынести документ на суд горожан », «при обсуждении проекта дали слово абсолютно всем желающим высказать свое мнение», «никого не прерывали и не ограничивали во времени», а если у слушателей возникали вопросы, на них «сразу же, по возможности, отвечали». При этом приятно удивили автора письма и некоторые бюджетные показатели, например, то, что «хороший процент идет на образование» и «закладывается неплохой резервный фонд».
Однако остались и вопросы. Из услышанной и увиденной информации (при выступлении докладчиков на экране воспроизводились цифры и диаграммы) Юрий Лысков сделал вывод, что «в структуре бюджета мизерно выделено средств» на культуру, физическую культуру, спорт и здравоохранение («как оздоравливать и лечить горожан на эту смехотворную сумму?»). Зато, на его взгляд, «можно было бы уменьшить расходы на административно-хозяйственную деятельность города». Чисто арифметически они составляют столько же, сколько культура, здравоохранение, физическая культура, спорт и социальная политика вместе взятые. Конечно, пишет он, «своя рубашка ближе к телу», но «не многовато ли, господа?»
С письмом читателя наш специальный корреспондент Инна ГОРБУНОВА пришла к Марине ТРЕФИЛОВОЙ, заместителю главы администрации города.
— Марина Александровна, от чего отталкиваются финансисты, формируя бюджет? Муниципалитет волен ли делать все, что ему захочется?
— В соответствии с бюджетным кодексом до муниципальных образований доводят основные характеристики бюджета, исходя из доходной базы. Из чего она складывается? Доходы бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений. В частности: налог на прибыль предприятий, налог на имущество юридических и физических лиц, налог на доходы физических лиц (раньше он назывался подоходным), доход от использования муниципального имущества в виде арендной платы, налог на землю или арендная плата от ее использования.
Далее все доходы, взимаемые на территории города, делятся на три уровня и направляются в федеральный, региональный или местный бюджеты. Доля средств, поступающих в местный бюджет, и формирует нашу доходную базу. Исходя из нее, мы можем рассчитывать объем средств, необходимый для финансирования всех сфер городского хозяйства: здравоохранения, образования, строительства, культуры, физкультуры, содержания органов местного самоуправления…
Собственные доходы бюджета города в 2011 году составят более шести миллиардов рублей. Еще 3,8 миллиарда рублей нам направят из бюджета области на финансирование госполномочий.
Расходы городского бюджета планируются ровно в том объеме, какова у нас доходная база, и распределяются по отраслевому признаку: на жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт, благоустройство, экологию и так далее. Объемы расходов, выделяемые на эти направления, ориентированы на уровень расходов предыдущих лет. Эта методика формирования бюджета определена министерством финансов и обязательна для исполнения всеми уровнями власти.
— А из чего складывается финансирование по отдельным статьям?
— Распределение всех расходов определяется бюджетной классификацией и носит форму закона, то есть утверждается законодательно. При этом надо учитывать, что по отдельным статьям финансирование производится сразу из нескольких источников. Например, на исполнение госполномочий по разделу «образование» муниципальному бюджету выделяются средства из федерального и регионального бюджетов. В сумме получается около 40% от общего объема бюджетных расходов.
— Расходы на здравоохранение тоже формируются из нескольких источников?
— Расходы на здравоохранение разделены на несколько уровней. Полномочия по финансированию учреждений здравоохранения выполняет субъект федерации. Например, областная больница интенсивного лечения в Патрушево к городскому бюджету не имеет никакого отношения, хотя располагается в городе. Финансирование же непосредственно городского здравоохранения зависит, в основном, от фонда обязательного медицинского страхования. Отчисления в этот фонд вносят все предприятия и все работодатели, а распределяет финансовые потоки государство. Таким образом, финансирование тюменских лечебных учреждений через фонды медицинского страхования составляет 68% от общего объема средств, направляемых на городское здравоохранение. В денежном выражении — около 612 миллионов рублей. Еще 100 миллионов рублей — средства, поступающие из иных источников, в том числе из федерального бюджета. На реализацию мероприятий по национальному проекту «Здравоохранение». Итого, общий объем бюджета здравоохранения на 2011 год составит почти миллиард — 922 миллиона рублей. И это финансирование только муниципальных поликлиник, амбулаторий, станций скорой помощи, роддомов, хосписа. Городских денег в этой доле -10%, и они направляются, в основном, на оплату коммунальных услуг, содержание и ремонт лечебных учреждений. Оснащение оборудованием проходит по другим статьям — из областного и федерального бюджетов. В будущем году, например, 81 миллион рублей выделят на обновление парка машин «скорой помощи». Далеко не каждый город может похвастаться такими показателями.
— Что скрывается под загадочной формулировкой «содержание административно-хозяйственной деятельности администрации города»? Наш читатель вычислил, что расходы на эту статью составят 12% от общего объема расходов бюджета.
— Не надо формулировку «содержание органов муниципального управления» понимать буквально: содержание чиновничьего аппарата. В эту статью включаются и другие расходы, например, на содержание административных зданий и муниципальных учреждений, на формирование резервного фонда, на проведение муниципальных закупок, на контроль за размещением городской рекламы, на организацию сноса ветхого и аварийного жилья… Все расходы по данной статье планируются согласно нормативам и проходят жесточайший контроль. И заработная плата чиновников не берется с потолка, а считается в соответствии с областным законом о муниципальной службе. Мы живем в государстве, которое достаточно жестко централизовано, поэтому никакой самодеятельности в бюджетных вопросах быть не может.
— Часто говорят, что бюджет сбалансирован, а может ли он быть справедлив?
— Справедливость, конечно, не совсем бюджетная категория. Можно говорить, скорее, о социальной направленности бюджета, о его дополнительных расходных обязательствах. Например, депутатами городской Думы внесены предложения по дополнительным расходам на содержание ветхого и аварийного жилья, на содержание детей в детских садах, на финансирование льгот на услуги бань для отдельных категорий населения, на льготы по проезду пенсионеров и школьников в общественном транспорте, обсуждается и механизм предоставления льгот на проезд студентам.
— В чем, на ваш взгляд, главный смысл проведения публичных слушаний по бюджету?
— Главное, чтобы бюджет стал более доступным и понятным для горожан.
***
фото: