«Сатирикон» из Марьиной рощи
Фестиваль «Золотая Маска» простился с Тюменью шекспировским «Королем Лиром» от театра «Сатирикон». Его художественный руководитель Константин Райкин, он же исполнитель заглавной роли, удивил журналистов, сообщив, что профессия актера монотонна («дом-работа»), и только гастроли позволяют внести разнообразие в этот график.
Для «Сатирикона» гастроли — роскошь. Бюджетных дотаций театр не получает, живет на заработки от продажи билетов и каждый день ведет борьбу за зрителя. Конкуренция велика: счет театрам в столице идет не на десятки даже, а на сотни, и чтобы убедить москвича снова и снова приезжать в отдаленную Марьину рощу, где обитает «Сатирикон», надо изрядно попотеть.
Зал на тысячу мест удается заполнять, потому что худрук не пренебрегает вкусами своей публики. Его зритель не любит вялотекущего действия и излишней тонкости, милой сердцам искушенных знатоков. А для театра зрительское признание важнее одобрения критиков, которые при слове «успех» кривятся, как от оскомины, полагая, что все успешное есть заведомая дешевка, хороший же спектакль успеха у зрителя иметь заведомо не может.
Константин Аркадьевич дружит с фестивалем «Золотая Маска», но его эстетических принципов не разделяет. В оргкомитете фестиваля считают, что зрительский успех неважен. И верно: если учредить театр и выстроить его репертуар из победителей «Маски», то этот театр прогорит. Неуспех губителен.
Вот почему театр не имеет права намного опережать свое время. Живопись, кино, даже пьесу могут оценить через поколение. Но спектакль — это искусство настоящего времени, скоропортящийся продукт, который интересен зрителю сейчас, а не вчера и не завтра. Но нельзя раздувать афишу, устраивая чехарду из новых спектаклей, которые идут не чаще раза в месяц. В своем «Сатириконе» Райкин давно и твердо держится принципа «семи названий» — по семи дням недели, что позволяет играть один спектакль с нормальной периодичностью, то есть четыре-пять раз в месяц. Каждая новая постановка автоматически вытесняет предыдущую.
Спектакли «Сатирикона» быстро сходят с подмостков, но готовятся обстоятельно, подолгу. Худрук Райкин дотошен. Когда требуется ввести новичка на эпизодическую роль, он вызывает всех занятых в спектакле актеров и репетирует полным составом две-три недели. А поскольку он еще и преподает, сниматься в кино ему совершенно некогда. И главное, не хочется.
Он и режиссеров со стороны приглашает себе под стать — таких, с которыми даже ему как артисту сложно.
Возвращаясь к исконной профессии, Райкин отрешается и от режиссерского опыта, и от авторитета высокой должности, полностью отдавая себя в руки постановщика. Ибо профессия актера — исполнительская. Константин Аркадьевич уверяет, что и глазом не поведет без режиссерской указки. На том стоит весь современный мировой театр. Если артисты играют хорошо, это заслуга режиссера, если плохо — его вина.
Юрий Бутусов, постановщик «Короля Лира», принесшего Райкину «Золотую Маску», выпускает как раз такие спектакли, которые нужны «Сатирикону». Легкими для восприятия их не назовешь. «Король Лир» — третий в ряду шекспировских сюжетов. Первым стал «Макбетт» с двумя «т» — пародия Ионеско, еще более мрачная, чем шекспировский оригинал. В ней главную роль исполнял наш земляк Григорий Сиятвинда. Он выдержал работу с «мучителем и ковырякой» Бутусовым только один раз.
В «Ричарде III» Райкин, закаленный репетициями с Фокиным и Фоменко, уже играл сам. Кстати, роль Ричарда тоже была отмечена «Маской».
Сейчас Бутусов готовится ставить «Чайку» и уже терзает Райкина — пока что распределением ролей. Но так и должно быть, убежден худрук. Театр — дело трудное. А тот, кто уверяет, будто роли даются ему с «моцартовской легкостью», лукавит. Легка только халтура.
Но за халтуру зритель платит недоверием — всем театрам без разбора. Московскую публику многие, и Райкин не исключение, называют трудной. Москвич долго сомневается, смотрит с оглядкой — не обманывают ли его и не будет ли он выглядеть дураком перед соседями, если сразу засмеется. Тюменская публика иное дело: непосредственна, не боится хлопать, когда ей этого хочется, и изначально доброжелательна. А когда Константину Аркадьевичу вскользь заметили, что Тюмень город не слишком театральный, он посоветовал избавляться от комплекса провинциальной неполноценности.
Такой комплекс есть и у москвичей — по отношению к другим столицам мира. Однажды Райкин был на концерте Майкла Джексона, видел, с какой отдачей тот работает, но на следующий день прочел в газетах, что-де для короля поп-музыки Москва — город второсортный, он показал пару дежурных вещей и не слишком затрачивался. Авторы этого утверждения сами надели шоры на глаза и увидели то, на что настроились изначально. Не понимая, что любой настоящий артист хочет завоевать публику. В Москве, в Париже, в Нью-Йорке — где угодно. С этим естественным желанием приехали в Тюмень и артисты «Сатирикона». Своей цели они добились. Тюмень пала.
***
фото: Народный артист России Константин Райкин на пресс-конференции