Тюменские ковры: эра возрождения?
Известно, что розы в Сибири растут и цветут плохо, климат не подходящий. Но вчера в Тюмени появилось место, где они расцвели, как, например, на Украине, — ярко, крупно, живописно. Правда, не на кустах, а на сибирских коврах.
На открытии «Галереи традиционных промыслов и ремесел» в музее изобразительных искусств уютно от пушистых разномастных ковров — работ мастериц Сибирской ковровой фабрики. Удержаться, чтобы не провести ладонью по шерстяной поверхности экспонатов, сложно, они манят, как чудесные плюшевые игрушки. Даже больше. Правда, часть из них надежно спрятана от прикосновений за стеклянными витринами — так решили специалисты «Дизайн-лаборатории», оформлявшие первую выставку новой галереи.
Но зато каких ковров только нет: и безворсовые, и махровые. Дорожки, половики, большие настенные и напольные. Нет, к сожалению, ковров-насундучников, настольников, попон и санных ковров, что стелились зимой в ноги путешественникам, преодолевающим на санях дальние расстояния. Их нет, но это понятно: кто же в наши дни хранит вещи в сундуках и ездит в санях? Да и попоны пригодятся разве что на ипподроме.
Первые посетители завороженно смотрят на все это цветное и теплое великолепие, прикидывают, какую из комнат своей квартиры с удовольствием украсили бы таким шерстяным полотном.
… Об открытии галереи промыслов и ремесел речь шла с 2008 года. Именно тогда на одном из заседаний Государственной Думы была названа цифра, которая многим показалась страшной: 50 видов промыслов в России просто перестало существовать — умерли многие мастера, закрылись маленькие фабрики, рассыпались артели. Все из-за недостатка внимания и финансовой поддержки.
Тюмени в этом смысле, можно сказать, повезло. С 2001 года в городе работает Сибирская ковровая фабрика, созданная на основе фабрики ишимской. «На основе», потому что после того, как производство в Ишиме закрылось, многие «золотые руки», мастерицы переехали в Тюмень. Принесли с собой знания, умения, эскизы традиционных тюменских ковров, что появились еще двести лет назад. Как раз вот этих, с розами.
То есть знаменитое ковровое ремесло в Тюмени не зачахло, но фабрику необходимо было поддержать. Тогда возникла идея открыть галерею промыслов и ремесел, где люди могли бы увидеть (если удастся, даже потрогать) и ковры, и костяные изделия, и многое другое, что производится сегодня в Тюмени и в нашей области.
Для галереи выделили место в музее ИЗО. Зал в течение нескольких месяцев реконструировали, и в результате его пространство удачно «заиграло», выгодно демонстрируя первые пушистые экспонаты. Ковров на выставке, правда, всего пятнадцать, но создается ощущение, что их значительно больше. Происходит это за счет витрин с прялками, корзин, наполненных мотками разноцветных шерстяных ниток, ковровых эскизов на стенах и фотографий мастериц, что своими руками создают эту уютную красоту. Кстати, каждый ковер на 80 процентов соткан вручную, а труд мастера считается очень кропотливым.
Галерею и саму выставку ковров представляли организаторы — Евгений Негинский, председатель комитета по культуре Тюменской области, Виктор Рейн, заместитель председателя областной Думы, Елизавета Кондратьева, директор Сибирской ковровой фабрики, и Лариса Чуфистова, директор Центра прикладного творчества и ремесел. Больше всего вопросов от журналистов досталось Кондратьевой, ведь именно умельцы с ее фабрики соткали все выставочные экспонаты.
Она рассказала, что сегодня фабрика выпускает в год около 300 квадратных метров ковров. Выпускала бы больше, но работает исключительно на заказ.
— Ткать такие дорогостоящие ковры для того, чтобы положить их на прилавки магазинов, мы не можем, — объяснила Елизавета Романовна. — Нам нужен заказчик, который гарантированно купит готовый ковер. Квадратный метр полотна стоит не менее 12 тысяч рублей, а если заказчик захотел сложный рисунок, то тогда все 15 тысяч.
Виктор Рейн, впрочем, объяснил, что цена ковра напрямую зависит от стоимости исходного материала — овечьей шерсти. Сейчас Сибирская фабрика закупает ее в подмосковном Троицке, где она стоит немалых денег. Можно, конечно, найти шерсть поближе к Тюмени и, следовательно, подешевле — например, в Бердюжском районе. Однако по качеству она будет значительно хуже той, что из Троицка.
— Представьте, что мы купили в Бердюжьем 200 килограммов, — делится заботами директор фабрики. — А за овцами плохо ухаживали, шерсть некачественная, и мы можем из этого объема использовать только 80 килограммов, а 120 — в отходы. Непозволительная роскошь! В Троицке же продают хорошую шерсть.
Евгений Негинский, впрочем, считает, что тюменские ковры могут подешеветь, если договориться с тем и же овцеводами Бердюжья о том, чтобы они ориентировались не только на продажу овечьего мяса, но и шерсти.
А пока мы можем полюбоваться коврами, может, даже выбрать тот, что когда-нибудь приобретем себе в дом. Выставка будет работать в течение трех месяцев. Затем ее сменит выставка изделий из кости.
***
фото: Тюменские розы;Мастер-класс по ковроткачеству;Шерстяные узоры;Первые посетители новой тюменской галереи