X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Вот и мы c вами пришли к Федору Михайловичу.

В Тобольске теперь есть свой Достоевский. Можно посидеть рядом с ним на лавочке в сквере около собора Петра и Павла. Памятник великому писателю открыли в прошлую пятницу.

Народу собралось немного. Может, причинами тому — тучи и пронизывающий ветер? Но мрачная погода вовсе не испортила открытие, наоборот, усилила впечатление.

Место для монумента выбрали не случайно. За церковью Петра и Павла располагалась пересыльная тюрьма, где Достоевский провел две недели, прежде чем его отправили в ссылку в Омск. Здесь жена декабриста Михаила Фонвизина Наталья Дмитриевна передала писателю Евангелие — книгу, с которой он не расставался до конца своих дней: читал, делал пометки на полях… Исследователи говорят, что с этого момента начались духовное перерождение Достоевского, новая веха в его жизни.

История не оставила равнодушным московского скульптора, лауреата Государственной премии имени Репина Михаила Переяславца. Ему уже знаком Тобольск. Скульптор создавал для города на Иртыше памятники Дунину-Горкавичу и Ершову, взялся и за эту работу.

Достоевский у Переяславца получился как живой: морщинки на лбу, скрещенные руки. Кажется, будто он на минуту задумался над чем-то, сейчас встанет с лавочки и пройдется по парку.

Переяславец говорит, что работа над памятником заняла год с небольшим. Вдохновение он черпал в книгах Достоевского, особенно перечитывал его «Записки из Мертвого дома». Были и такие моменты, когда ничего не получалось, опускались руки. Но автор знает только один способ справиться с этим: «работать и все, работать, пока не получится».

Позже на пресс-конференции скульптор попытается объяснить, почему его Достоевский вышел именно таким, а не другим:

— Существуют тонкие связи, которые трудно уловить и понять. Мне мерещилась фигура на увесистой скамье, фигура человека, незаурядного, но уставшего. Тут вопрос еще в пластике, чисто скульптурной композиции. Левая часть скульптуры более спокойная, а правая должна быть неровной, изогнутой. Отсюда появились раскрытое Евангелие и кандалы. Наверное, у Достоевского было более порядочное издание. У меня — потрепанное и «изломанное», как того требует композиция. А кандалы… Честно, лепил их с удовольствием. Но долго получались, то ли бублики, то ли баранки какие-то.

На самом открытии автор был немногословен, фотографировался с отцом — Владимиром Ивановичем, который приехал вместе с ним из Москвы. — Почему вы пригласили отца? Открытие этого памятника является для вас чем-то важным?

— Ну, ему же интересно посмотреть, что я делаю, — улыбается Михаил Владимирович. — Отцу 92 года, он — живописец. Два дня, пока мы здесь живем, сидел на ветру и на холоде — написал кремль.

Владимир Иванович рассказал, что ему понравилась очередная работа сына. И вообще, он чаще хвалит его, чем критикует. Высокую оценку дал и Владимир Захаров, вице-президент Международного общества Достоевского:

— Должен без преувеличения сказать, что это один из лучших памятников Достоевскому. Очень лаконично, выразительно. Кандалы — символ каторги, которая стала временем перерождения. Федор Михайлович считал, что есть минуты счастья, которые покупаются годами страданий.

… Поставить бронзовую фигуру и благоустроить парк — это еще не все. В него должны вдохнуть жизнь люди, которые будут приходить сюда: сидеть на лавочках, прогуливаться по аллеям, назначать свидания. Скверу имени Достоевского долго ждать не пришлось. После открытия памятник со всех сторон облепили дети: садились на лавочку рядом, вложили в руку скульптурного Достоевского букет роз.

Тоболяки считают, что «Переяславца много в одном городе не бывает». Скульптор рад сотрудничеству, но все же — расширяет географию. Он, кстати, предложил свой проект памятника в Тюмени, в Историческом сквере.

***
фото: Михаил Переяславец с отцом;Жители пришли на открытие памятника великому писателю

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта