Учатся четыре года, а любят всю жизнь
Среди детишек — учеников художественной школы N1 имени Митинского встречаются и люди взрослые.
Мария Суппес уже давно окончила школу, учится в институте дизайна, но свободное время все равно проводит в родной «художке». Сидит в холле, пишет очередной натюрморт, практикуется в нанесении штрихов. Говорит, что без художественной школы просто жить не может: ей нравится общаться с ребятишками, с преподавателями, которые могут дать дельный совет. Ностальгирует о детстве, проведенном здесь.
Школа Митинского тем и примечательна, что для многих становится вторым домом. Мария — не единственная из выпускников, кто сюда забегает. Некоторые, окончив вузы, возвращаются в школу в качестве преподавателей.
Да и от желающих здесь учиться отбою нет. Вместо 250 человек, которых помещение по улице 50 лет Октября может вместить без проблем, здесь учатся почти 800. А еще 40 — в резерве, ждут, не освободится ли вдруг место. Такого ажиотажа давно не было.
Директор Галина Неупокоева рассказывает, что в этом году при отборе детей в первый класс (всего в «художке» учатся четыре года) состоялся настоящий конкурс — три человека на одно место. Даже некоторые факультеты вузов не могут похвастаться такой популярностью, а ведь художественное образование обязательным не является. И все же сюда идут.
— Думаю, это потому что мы даем классическое базовое художественное образование, — считает директор. — После окончания нашей школы можно и кинематографу учиться, и дизайну, и архитектуре, и многому другому. А в школах искусств, как я думаю, получают более узкие специальности: если человек пианист, то он только пианист.
Кстати, о «только пианисте». Новые правила городских школ искусств, не позволяющие ребенку бесплатно учиться на нескольких отделениях сразу, школы Митинского не коснулись. И рисунку, и композиции, и живописи здесь обучают всех — в обязательном порядке. Но Галина Неупокоева с новыми правилами в чем-то согласна:
— Сразу на двух отделениях учиться трудно, потому что каждое из них требует большой отдачи. У нас есть ребятишки-уникумы, которые талантливы во всем и успешно занимаются как у нас, так и в других школах искусств. И рисуют, и поют, и танцуют. Но таких — единицы.
Правда, Галина Леонидовна тут же объясняет, что малышам-семилеткам определиться с предпочтениями действительно еще трудно. Они приходят в школу, потому что друзья пошли туда учиться или потому что вдруг возникло желание. Которое может так же вдруг пройти — дети есть дети. Но принимать серьезные решения, говорит директор, семилеткам нет необходимости. Для них работают подготовительные классы. И вот в них можно записываться без всяких ограничений, хоть в десять сразу.
Причем в школе Митинского подготовительных классов целых три. И во всех — разные программы, ни один урок не повторяется, и посещать их интересно. Те ребята, что в этом году не смогли поступить на бюджетное место, снова пошли в подготовительный класс и надеются поднакопить опыта и снова попытать счастья.
— Проучившись, год или два в подготовительном, ребенок уже может понять, что ему нравится больше — рисовать, петь или танцевать, — считает Галина Леонидовна.
Вот и девчонки, что перешли в этом году в выпускной четвертый класс, собираются связать свою жизнь если и не с живописью, то с более востребованным сегодня дизайном. Хотя, кто знает? Может из Арины Александровой и Кристины Боргер получатся замечательные архитекторы? Или фотографы? Девчонки пока об этом слишком не задумывались, ведь в общеобразовательной школе они учатся пока только в седьмом классе.
А бывают совершенно противоположные ситуации, когда в школу Митинского приходят люди взрослые, даже пенсионеры. Им здесь тоже не отказывают. Правда, за уроки взрослым приходится платить около двух тысяч рублей в месяц, а по окончанию учебного года им не выдают аттестат о полученном образовании. Но людям этого обычно и не надо, они учатся для себя.
— Были у нас две пожилые женщины, — вспоминает Галина Леонидовна. — Образованные, много стран объездившие, побывавшие там, в лучших музеях. Они словно всю жизни шли к тому, чтобы заняться живописью, и вот, на пенсии, когда дети уже выросли, и появилось свободное время, пришли в школу.
Заниматься с взрослыми не менее интересно, чем с детьми, говорят преподаватели. И неправда, что взрослый человек, никогда не державший в руках кисти, не сможет этому научиться. Прогресс заметен уже после двух-трех занятий.
… Об одном только грустят в художественной школе имени Митинского: в небольших мастерских, когда собираются ученики, не протолкнуться, не развернуться. Конечно, хотелось бы расширить помещение, причем сразу вдвое. Возможности такой пока нет. Но, как говорится, в тесноте, но не в обиде, ученики довольны. Вот и у крыльца школы на асфальте выведено красной краской: «Мы любим художку». Только вместо слова «любим» нарисовано сердечко.
***
фото: Кристина Боргер и Лера Крупская решили связать жизнь с живописью;Галина Неупокоева;Мария Суппес;В школе ежемесячно открываются новые выставки;Ученица Настя Плотникова на уроке рисунка