Новогодние иллюзии семьи Акопян
Для цирковых артистов Новый год — только видимость праздника. Вот закончатся праздничные представления, тогда можно и отдохнуть.
Для артистки во втором поколении Ануш Акопян (в новогодней программе «Каменная елка» она выходит на арену Тюменского цирка с дрессированными львами) цирк с детства воспринимается как круговерть событий. Тихих семейных посиделок почти никогда не было. Родители включались в новогодний марафон за несколько дней до 31 декабря и могли перевести дух только ближе к Рождеству. И уж тогда дома, в Ереване, садились за один большой семейный стол и праздновали от души. Отец был мастер говорить красивые тосты, веселить гостей, а мама каким-то непостижимым образом все успевала: и накрыть, и приготовить, и беседу поддержать.
Знакомство ее родителей, Меружана и Аэлиты, тоже похоже на новогоднюю сказку, точнее, на художественный фильм. По иронии судьбы он назывался «Путь на арену». Ее мама принимала участие в работе над этим фильмом как монтажер. А поскольку лента была о судьбе цирковых артистов, то труппа вначале полгода вела съемки в киевском цирке, а потом переехала в Ереван. Отец, который вместе с братом работал там воздушным гимнастом, увидел маму и, недолго думая, сделал ей предложение.
Долгое время мама оставалась человеком далеким от цирка, но однажды ее судьбу круто поменяла. министр культуры Екатерина Фурцева. Однажды Фурцева пришла на представление, увидела выступление братьев Акопян (они под куполом работали без страховки) и сразу вызвала их на ковер. Разнос, который она им устроила, закончился тем, что отцу. повысили зарплату. Стали доплачивать по 12 рублей 50 копеек за каждое представление. В то время в семье уже росли двое детей, и деньги оказались очень кстати. Но все-таки опасения Фурцевой были не напрасны. Отец, который работал «нижним», однажды сорвался с трапеции. Два года провел в больнице. Он встал на ноги, но выступать воздушным гимнастом ему запретили.
И однажды в ночь под Новый год Меружан решил, что если его спасло только чудо, то и на арену он вернется, чтобы показывать чудеса. Стал иллюзионистом и привлек Аэлиту в свой номер в качестве ассистентки.
Через пару лет их совместное выступление в королевском цирке Брюсселя увидела одна из дочерей Чарли Чаплина. Необычный номер с кавказским колоритом ей так понравился, что она «сосватала» их на Всемирный конгресс иллюзионистов, где была председателем жюри. Как позже выяснилось, этот номер советских иллюзионистов стал единственным для представителей соцстран, который включили в программу конгресса. И первым, получившим приз «за оригинальность». Дома отец редко показывал фокусы детям, а мама, смеясь, говорила, что главный фокус в праздники — это все успеть. Это на арене они показывают иллюзию, а в жизни — другая реальность. В условиях тотального дефицита надо было достать какие-то продукты, успеть между представлениями приготовить праздничный стол и склеить игрушки на елку.
Мамин подвиг тех времен Ануш особенно оценила, когда сама стала в новогодние праздники выходить на арену по четыре-пять раз в день. Череда номеров и выходов мелькала перед глазами, как кадры в киноленте. На четвертый-пятый день забывалось и какое число на дворе, и какое выступление по счету, и даже какой костюм сейчас надо переодевать. Все происходило «на автопилоте». Но халтуру никогда не делали. Дети, которые ждали от цирка настоящего праздника, не должны были заметить усталости артистов.
Люди держались из последних сил, а вот хищники иногда срывались. Им ведь не объяснишь, что надо работать через силу. Львы еле ноги таскали и отказывались работать. Но поблажки, считает Ануш, им тоже давать нельзя. Животные, как маленькие дети, почувствуют в чем-то твою слабину и — на шею сядут. И потом не ты их, а они тебя будут дрессировать.
Дети Ануш начали выходить на арену, еще только-только научившись ходить. Владимир, например, участвовал в новогоднем представлении, когда ему исполнился всего годик. Ануш до сих пор удивляется: как он понимал в таком возрасте, что можно делать, что нельзя?
Впрочем, все цирковые дети такие. Жизнь их быстро дрессирует и закаляет. Им больше, чем обычному ребенку, достается трудностей. И, в общем-то, меньше подарков. Даже на Новый год. Ведь родители даже в праздники постоянно на работе.
***
фото: Ануш Акопян.