Игра по правилам и без них
Согласно народным поверьям, в канун новогодних праздников активизируются не только лешие да кикиморы, но и нечистая коммерческая сила…
Любая хозяйка знает, что цены на продукты за недельку до 31 декабря вырастают. Вопрос «почему» в этом случае даже не стоит — каждому нужно стол накрыть. Новый год давно превратился из праздника в пик потребительского безумия. Для торговых компаний это самый ожидаемый сезон, и тюменские магазины — не исключение.
— Чем больше спрос, тем выше цена, — объясняет рыночные хитрости заместитель начальника отдела контроля за монопольной деятельностью УФАС по Тюменской области Игорь Веретенников. — Там, где есть конкуренция, это считается нормальным. Соревнуясь друг с другом за внимание покупателя, магазины все равно не смогут поднять цену слишком высоко, например, в два или в три раза. Увеличат ровно до того предела, до какого покупатель готов платить. Каждому предпринимателю хочется получить максимальную прибыль, но конкуренты играют роль противовеса. А под Новый год все торговые точки действительно немного поднимают цену — это закон рынка. Но на разные продукты! Вот если бы они сговорились, и, например, зеленый горошек одновременно и везде стал стоить 200 рублей, тогда это было бы нарушением антимонопольного закона…
Однако такой сценарий, по мнению самого Игоря Валерьевича, невозможен — слишком уж много в Тюмени торговцев, чтобы все они могли сговориться между собой. Побывав в крупных гипермаркетах вроде «Ленты», «Метро», «Карусели» и им подобных, легко увидеть -цены разнятся не сильно. Нельзя сказать, что один магазин — «дешевый», а другой — «дорогой». Просто где-то выше стоимость алкоголя, где-то — мяса, где-то — фруктов.
Казалось бы, можно собрать праздничный стол и при этом сэкономить… Но время — тоже деньги. Или приобретаешь весь «продуктовый список» в одном месте, осознавая, что за какие-то товары переплачиваешь, или бегаешь по городу в поисках того, что подешевле.
… По телевизору каждый год показывают сюжеты: в США начался сезон рождественских покупок -километровые очереди перед супермаркетами, предложившими самые низкие цены в уходящем году… Низкие! Перед праздником! Невероятно.
— У нас, как и в США, конкурентный рынок. Но там он уже сто лет, а у нас только двадцать. Не дошли мы еще до такого уровня, да и менталитет не тот, — признает Игорь Веретенников. — И все же каждый предприниматель вырабатывает свою предпраздничную тактику. Один взвинчивает цены, ожидая получить большую прибыль, другой делает скидки, увеличивая оборот товаров. Тюменский рынок каждый год пополняется новыми участниками, возрастает и конкуренция между ними. Может, настанет момент, когда у нас, как в Америке, цены перед праздниками будут не расти, а снижаться. Бизнесу нужно время, чтобы перестроиться, и когда-нибудь мы к этому придем.
Впрочем, первые жертвы конкурентной борьбы уже выкинули белый флаг. Многие гипер- и супермаркеты Тюмени пришли к выводу, что слово «скидка» действует на покупателя лучше волшебной палочки. Но и в отношении «стоимости, сниженной по новогодней акции» российский предприниматель — не чета западному. Покупатели то и дело сталкиваются с тем, что продавцы организуют сезонные распродажи и акции нечестно. 74 процента мужчин и 67 процентов женщин — по данным интернет-опроса — в скидки не верят.
Чаще всего запрещенные приемы основываются на трех самых важных параметрах: качестве товара, сроке годности и стоимости. Но чтобы в канун Нового года не попасть на удочку маркетинга, достаточно простой внимательности.
А сейчас — несколько советов участникам новогодней покупательской суматохи.
1. ОБМЕНУ И ВОЗВРАТУ — ПОДЛЕЖИТ
Частенько под акцию-скидку попадают товары с небольшими и не бросающимися в глаза дефектами. Видя заманчивую цену, мы не слишком-то внимательно приглядываемся к покупке, и брак обнаруживаем уже дома. В расстроенных чувствах возвращаемся в магазин, просим отдать деньги, а в ответ получаем недовольное: «У нас же возле кассы табличка висит — товары по акции обмену и возврату не подлежат».
Не верьте! Еще как подлежат! Никакие скидки и акции не освобождают продавца от обязанности принять обратно или обменять товар в течение 14 дней. Не принимать назад купленное продавцы имеют право только в том случае, если на ценнике было указано, что скидка предоставляется в связи с уценкой, вызванной дефектом, а также был обозначен сам дефект.
2. ПАДАЛ ПРОШЛОГОДНИЙ… ТОВАР
Не торопитесь, едва увидев привлекательную цену, покупать специфически новогодние вещи: елочные игрушки, искусственные елки, мишуру, карнавальные костюмы и прочее в том же духе. Возможно, магазин просто избавляется от прошлогодней партии. И если хорошо упакованным елочным шарам год лежания на складе мог не повредить, то набор детских сладостей, оказавшись просроченным, принесет вместо радости печаль.
У консервов, выставленных на полках, также необходимо смотреть на дату изготовления. Особенно, если это характерные для праздничного стола икра, ананасы и горошек, а на них объявлена большая скидка.
3. ДЕШЕВЛЕ НЕКУДА
«Три товара по цене одного» — когда еще удастся так здорово сэкономить, покупая, например, шампанское? Ответ: в любые оставшиеся одиннадцать месяцев. Бутылка шипучего напитка будет стоить процентов на тридцать дешевле, чем во время «акции». Но, даже если стоимость одной бутылки будет близка к среднегодовой, задумайтесь: «А нужно ли мне столько шампанского на семью из двух человек?»
Свежие наклейки поверх ценников — тоже известная уловка, особенно хорошо срабатывающая с дамами. Подыскиваете вы платьице для самой волшебной ночи в году и вдруг видите: вот это, голубенькое, стоит шесть тысяч рублей, а из-под нового ценника ненавязчиво выглядывает старый: «10 тысяч». Срабатывает инстинкт — нужно брать! Но может оказаться, что по этой старой цене вещь вовсе никогда не продавалась.
И даже если скидка действительно сделана, не стоит быть рабом эмоций. Задайте себе вопрос: «Устроила бы меня нынешняя цена вещи, если бы я не знала, сколько она стоила раньше?»
Яркий цветной плакат сообщает: «Только по 29 декабря можно купить этот товар по сказочно низкой цене». А под рекламой в корзине «этого самого товара» лежит целая гора. Знакомая картина? Будьте внимательны! Во-первых, проверьте срок хранения. Во-вторых, берите именно тот товар, который указан на рекламном щите — «забывчивые» продавцы могли положить в корзину аналогичный, в похожей упаковке, но имеющий более высокую стоимость. Стоя в длинной очереди на кассе и стремясь поскорей выбраться из магазина, вы даже не обратите внимания на разницу в 10-15 процентов…
И еще — не относитесь к новогодним скидкам и акциям слишком серьезно. Это всегда игра между продавцом и покупателем. Вот только вестись она должна по правилам. И именно вы можете сделать так, чтобы эти правила соблюдались!
***
фото: