X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Самый лучший подарок — мама

— А можно мне маме позвонить? — смущенно заглядывает в кабинет психолога семилетний Ярослав. — Только я номера ее не знаю…

Здесь, в центре социальной помощи семье и детям «Мария», многие ребята мечтают о своих собственных телефонах, чтобы можно было позвонить маме без спросу — как только захочется.

— Они в письмах Деду Морозу прямо так и пишут: «Подари мне, пожалуйста, мобильный телефон, тогда я чаще смогу разговаривать со своими мамой и папой», — говорит заведующая стационарным отделением социальной реабилитации несовершеннолетних Светлана Зинова.

Она-то знает, но ребятам, конечно, об этом не говорит — не все в силах Деда Мороза. Он, может быть, телефон и подарит. А вот захотят ли родители отвечать на звонки своих детей?..

— Да ну! Деда Мороза и нет никакого, — встречает нас в игровой комнате восьмилетний Коля. — Вот у меня дедушка есть. Он настоящий, добрый и скоро заберет меня домой. А потом поведет на каратэ. Я каратистом быть хочу!

— Чего ты такое говоришь! — машет руками Лейла. Она старше Коли, но в чудеса все еще верит и шепотом говорит мне:

— Вы его не слушайте. Дед Мороз, конечно же, есть! И под Новый год он обязательно устраивает всем детям и взрослым сюрпризы. Правда, я стараюсь у него сильно много не просить. Вот в этот раз загадала для себя набор детской косметики. Но на самом деле мечтаю о большом доме для нашей мамы и для нас…

Вообще-то, у Лейлы есть свой дом — в Вагайском районе, но для ее большой семьи (у девочки шестеро братьев и сестер) он слишком мал. Поэтому Лейла со своей мамой, а еще старшим братом Эдельханом и живет пока в «Марии».

— К нам часто попадают целые семьи, попавшие в сложную жизненную ситуацию, — рассказывает Светлана Зинова. — Однако детям из этих семей немного проще, потому что живут они у нас вместе с родителями.

А вот Настя в «Марии» живет без мамы. Может, поэтому кинулась ко мне и крепко обхватила за коленки?

— Маленькие детки — они такие, к новым людям всегда тянутся. Тем более, к взрослым, — смотрит на Настю Светлана Борисовна. — Они же каждый день своих родителей здесь ждут…

— Ко мне скоро придет мама, она обещала. И Инге обещала, — смотрит снизу вверх девочка.

Инга — это младшая сестра Насти. Везде ходит за ней, а та ходит за воспитателями. Любит просто сесть рядом, взять за руку и так сидеть. А еще она рисовать любит, правда, пока не умеет. Всю дорогу, пока общаемся с ребятами из «Марии», выводит каракули в моем блокноте и бубнит себе под нос:

— Это елка, это — мама, а это — ты. Ну, ничего: я получилась довольно симпатичной каракулей, надо заметить.

— Насте с Ингой еще повезло. К ним мама иногда приходит, и даже конфеты приносит, — вполголоса рассказывает Светлана Зинова, чтобы ребята не прислушивались. — А есть и такие, к кому по несколько месяцев не приходят.

Дети в стационарном отделении центра могут жить до полугода. Потом, если родители так и не решат забрать их домой, сотрудникам приходится решать вопрос с дальнейшим распределением.

— И это хорошо, если кого-то из ребят забирают к себе опекуны, -говорит Зинина. — В противном же случае их определяют в детдом.

Работники центра обреченно разводят руками: причины разлуки детей и их родителей почти во всех случаях одни и те же — пьянство и наркозависимость.

— Мне мама обещала, что скоро перестанет пить, — говорит восьмилетняя Валя. — А сейчас она. злоупотребляет спиртными напитками, поэтому меня у нее… изъяли.

Девочка с трудом вспоминает сложные, совсем не детские слова. Многих, которые сейчас сидят рядом со мной на диванчике в игровой комнате, точно так же «изъяли» из семьи. Иногда сотрудникам службы экстренного реагирования центра «Мария» приходится забирать детей у их родителей прямо в той одежде, в которой они были дома — потому что оставаться в сложившихся условиях ребенку бывает просто небезопасно. Некоторые только и успевают, что схватить свою любимую игрушку.

— Один мальчик приехал к нам со стареньким плюшевым медвежонком, — вспоминает Светлана Борисовна.

— Медведю, наверное, был уже не один десяток лет — весь потрепанный, кое-где рваный. Мы пытались предложить такого же, но нового, красивого. Но мальчишка ни в какую.

Светлана Зинова как никто другой знает, насколько ребенку важно иметь свою собственную игрушку: с ней можно спать, гулять, кормить ее игрушечной «кашей»… А еще плюшевым мишкой или зайчонком можно незаметно от воспитателей промокнуть побежавшую по щеке слезинку.

— Поэтому мы всегда держим про запас игрушки для новеньких, — говорит Зинова. — Нет, в игровых комнатах у нас много общих игрушек, но эта становится его личной. Ребенок забирает ее с собой, когда уходит от нас.

Специалисты центра всегда надеются, что их очередной воспитанник уйдет от них вместе с его любимой игрушкой не куда-нибудь, а обязательно домой. К родителям, которые нашли в себе силы ради будущего детей избавиться от своих привычек.

— Вот, например, Витя недавно ушел домой, — открывает Светлана Борисовна заветные списки. — За Таней и Ксюшей совсем скоро придут родители. Надеемся, что и за Ярославом тоже. Это будет для них самый сказочный новогодний подарок -снова оказаться рядом с мамой и папой.

— А знаете, — перед уходом начинает мне торопливо рассказывать Ярослав. — Моя мама очень любит розы. Она один раз послала меня за хлебом и молоком, а я розу ей купил вместо этого. Ох, как она ругалась! Но потом прижала меня так крепко-крепко к себе и почему-то заплакала. А чего плакать-то было? От подарков разве же плачут?

P.S. К сожалению, сотрудникам центра «Мария» часто и самим приходится надеяться только на чудо -на то, что родители наконец-то возьмутся за ум, исправятся. И каждый Новый год будут встречать вместе со своими детьми.

А пока этого чуда не случилось, ребята из детского центра с нетерпением ждут подарков от Деда Мороза. Даже Коля под конец нашей беседы признался мне, что на самом деле он в него верит, просто ему девчонок немного подразнить хотелось. В письме он просит зимнего волшебника о маске Человека-Паука. А Ярослав мечтает о футбольном мяче, Вика и Эдельхан — о плеерах (очень любят музыку), Валя хочет кататься по льду на красивых беленьких коньках, Лейла ждет от Деда Мороза набор детской косметики. А вот Инга пока и сказать-то не может, чего хочет — совсем маленькая. Одно я знаю точно — она любит рисовать, как и ее сестра Настя. Поэтому в центре «Мария» всегда будут рады цветным карандашам, краскам, альбомам.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта