На сцене вьюга, а в зале тепло
Детвора носится по холлу театра кукол и масок, толпится у буфета в ожидании начала представления.
Девочки стараются вести себя по-взрослому, расхаживают парочками, мальчишки скачут. У стеночки стоят их родители, они будут ждать своих чад до конца спектакля.
Но вот по лестнице спускаются люди, одетые, как королевские придворные, и начинаются простые, но веселые игры: угадайки, танцевалки, смешилки.
Я наблюдаю эту декабрьскую картину каждый год, когда прихожу в театр. Могу, не глядя, описать происходящее. И даже вопросом одним и тем же задаюсь: почему дети всегда с готовностью и восторгом откликаются на предложение актеров поиграть? Ведь те, по сути, предлагают им забавы прошлого, без компьютерных наворотов, на которые нынешние дети подсажены с самого юного возраста. Да и сами спектакли — тоже, скажем прямо, не видеоигра-стрелялка.
Как выяснилось, многие родители ведут детей в театр с некоторым волнением, даже верхнюю одежду в гардероб не сдают, так и держат в руках — вдруг в середине спектакля дитя с криком «Пойдем домой!» выбежит из зала?
— Ох, боюсь, что моему Сережке весь спектакль не высидеть, он на одном деле долго не концентрируется, — пожимает плечами Любовь, мама первоклассника.
Я начинаю наблюдать за Сережей: как он вместе с другими мальчишками и девчонками отгадывает имена сказочных героев, которые как будто прислали в театр поздравительные телеграммы, как встречает Деда Мороза, кружится снежинкой, поет песенку про елочку и, наконец, устраивается в кресле зрительного зала. Непоседа Сережа спектакль не просто «высидел», он даже отвлекался и начинал говорить только во время небольших пауз, когда на сцене гас свет, и актеры в срочном порядке перестраивали декорации. Впрочем, как и все юные зрители, что пришли в понедельник на показ премьерного спектакля «Снежная королева».
… Андерсен все-таки придумал великолепную историю, в которой есть все: красота, любовь, страх и даже смерть (хотя никто в сказке не умирает, но сама-то Снежная королева с ее бледным, даже синеватым лицом с заостренными чертами, прямая, как сосулька, и холодная, как стужа, — на самом деле кто?).
«Она была так прелестна, так нежна — вся из ослепительно-белого льда и все же живая! Глаза ее сверкали, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни кротости», — завораживающий образ придумал Андерсен. Почему же она вызывает страх? Да ведь от ее взгляда и поцелуя даже самое горячее сердце превращается в кусочек льда!
… Труппа театра, режиссер Сергей Грязнов, художник Александр Кухтерин, все работники цехов создали мощный, цельный, удивительно атмосферный спектакль. В нем работают все имеющиеся детали и механизмы. Декорации без излишеств, которые можно быстро трансформировать хоть в домик героев, хоть в городскую площадь, хоть в замок Снежной королевы. Лица кукол, в которых безошибочно читается почерк художника -такой узнаваемый и любимый, кухтеринский. Пластика, которую дарят персонажам, как мастера сцены, так и актеры, которые всего-то год-два работают за ширмой.
Кстати, мастеров видно сразу. Неторопливость бабушки Герды и Кая, ее совершенно живые движения, манеры сразу выдают заслуженную артистку России Зинаиду Береговую, даже чуть измененный голос ее не конспирирует. Бабушка Зинаиды Николаевны — уютная, домашняя, всегда ждущая внуков. К ней так приятно возвращаться!
Остальные актеры стараются не отставать. Очень хороши Карл и Клара — придворные вороны. Вальяжные и светские, важно выхаживающие, они превращаются в суматошно восторженных птичек, как только принц посулил им ленту через плечо и колокольчики в качестве украшения. Динамичен эпизод, в котором Герда попадает в логово разбойников — они вообще самые очаровательные в постановке персонажи.
И воют ветры, и идет снег, и Кай все выкладывает из осколков льда слово «вечность». Любовь, которую в детском спектакле пока еще называют дружбой, конечно, победит.
Словом, Андерсена с его сказкой всех времен и народов тюменскому театру удалось не только не испортить, но показать лучшими, сверкающими гранями. Ну и что, что без компьютерных спецэффектов, зато друзья и одноклассники рядом, в зале, тут же можно обсудить все увиденное. А вот взрослым лучше не ждать детей в холле, лучше усаживаться вместе в зрительном зале — скучно точно не будет!
***
фото: В фойе театра и на его сцене.;В фойе театра и на его сцене.;В фойе театра и на его сцене.;В фойе театра и на его сцене.;В фойе театра и на его сцене.