Вкус Рождества
Помню, как это было: следующий Новый год я начинала ждать сразу же, как только успевал закончиться предыдущий. Мандарины-апельсины, мама в красивом платье и искусственная елка, сильно пахнущая смесью резины и пластика — праздник!
Сейчас и елок, и платьев тьма — выбирай, какие душе угодно. А вот ощущение праздника исчезло. Не помогают ни гирлянды на деревьях, ни ледяные скульптуры, ни даже предпраздничная премия. Но, правильно говорят: для того чтобы испытать забытое ощущение, нужно побывать в кругу тех, кто и сейчас им полон. Так что дух Нового года нужно искать не в Лапландии, а в детской компании.
… Выставка-фантазия «Тайна Рождества» занимает в музее изобразительных искусств только два зала: маленький и побольше. Но это на наш, взрослый и будничный взгляд. А для третьеклассников, первых, кто увидел новую экспозицию, здесь и потолок выше, и краски ярче, и вообще вместо уроков — развлечение. Чем не праздник? Вот они и шумят, с любопытством оглядываются по сторонам и явно борются с желанием потрогать какой-нибудь экспонат.
— Что интересно, — начинает свой рассказ искусствовед Наталья Паромова, — у нас в России зима холодная, но любим мы ее больше, чем жители других стран. Везде ее называют проклятой и злой, а у нас говорят: «Матушка-зима, красавица».
В большом зале собраны сюрпризы Нового года, приготовленные художниками — множество зимних пейзажей.
— Подумайте, так ли просто нарисовать зиму? — обращается к детям экскурсовод. — Представьте себе, вот взяли вы кисточки и краски и пошли во двор — писать деревья. А на улице-то холодно! А еще, зима у нас какого цвета?
— Белого! — хором откликаются ребята, но на картине перед ними не только и не столько белый цвет. Знаменитый столичный художник Михаил Ромадин изобразил снег и иней на ветвях деревьев, использовав множество оттенков, от серого до синего.
— Есть здесь и картины тюменских художников, — продолжает Наталья Паромова. — Вот таким когда-то был городской сад! Сейчас там все заасфальтировано… правда, есть много интересных аттракционов, но вот таких высоких деревьев уже нет, — замечает она, разделяя грусть автора, Бориса Паромова.
Однако ребятне красоты зимних пейзажей пока не так интересны, как пестреющие в другой части зала куклы. Ведь Новый год — это сказка и игрушки под елкой. На маленьком, словно специально для детей сделанном, столике сидит тряпичная крольчиха — ушки свесила и настороженно глядит на третьеклашек. Ее создала художница Елена Латышева. А рядом на таком же детском стульчике две куклы — художник и его супруга. Андрей Ердяков сделал их вместо того, чтобы писать обыкновенный автопортрет. Все, кто знаком с ним лично, отмечают, как точно шаржевые черты кукольных лиц передают внешность самого автора. И даже свитер у художника когда-то был почти такой же, как теперь на миниатюрной копии.
— Посмотрите на эти игрушки, — обращается к детям Наталья Паромова, показывая на соломенные и тряпичные куклы, похожие на старославянских божков. — Это Спиридон-солнцеворот, он крутит солнце. Зачем? А затем, что праздник Новый год происходит во время солнцестояния. Все мы знаем, что солнышко двигается, и есть такой день, когда оно на небе замирает. Тогда люди и начинают новый отсчет.
Рядом со Спиридоном — сделанная из соломы фигурка девочки с косичками, задорно поднятыми кверху, как у Пеппи Длинныйчулок.
— И совсем это не девочка, — улыбается экскурсовод. — Это козочка. Такие фигурки на длинной палочке носили с собой совсем маленькие детки, когда пели колядки, потому что наряжаться им было нельзя. Что такое колядки, третьеклассники знали отлично и очень обиделись за своих древних сверстников: «Почему же им в костюмы одеваться было нельзя, а взрослым — можно!» Но у живших в давние времена славян была своя причина — считалось, что если, например, девочка наденет маску лисицы, то тут же в лисичку превратится и убежит в лес. Или мальчик, если наденет маску козла, станет козленочком.
— А еще есть у нас здесь сам Коляда — вот он какой, из мочала! — продолжает Наталья Паромова. — Он приносил людям хороший урожай, и просить его об этом начинали уже зимой. Ведь это сейчас за хлебушком, за пряничками и пирожками можно пойти в магазин, а в то время супермаркетов не было.
От языческих праздников перешли к христианским — детям показали рождественский вертеп и рассказали о Рождестве.
… Не знаю, что именно подействовало на меня — зимнее творчество художников или общение с предвкушающей каникулы и подарки ребятней, но я почему-то решила в этом году поставить дома елку. Ведь не важно, как именно называешь праздник: Солнцестояние, Рождество, Новый год. Главное, чтобы этот праздник был.
***
фото: На выставке;Петрушка;Первые посетители выставки — школьники у рождественского вертепа.