Люди покупают. Даже в кредит
Что скрывается за мудреным экономическим термином «потребительский рынок»? Да, собственно, мы с вами и скрываемся -семьи и отдельные люди, готовые платить за необходимые нам товары и услуги.
Насколько плодотворно с хозяйственно-бытовой точки зрения прошел 2011 год для тюменцев и жителей области, рассказал на недавней пресс-конференции заместитель губернатора Сергей Дегтярь.
… Когда в 2009 году волна финансового кризиса докатилась до нашей страны, одной из наиболее пострадавших оказалась сфера общепита — люди решили, что приносить обеды из дома на работу выгоднее, чем ходить по столовым и кафе. Чтобы снова встать на ноги, ресторанному бизнесу в нашем регионе понадобилось два
года.
Специалисты считают, что сейчас негативные последствия в этой отрасли практически устранены. Пожалуй, жители Тюмени с ними согласятся — недостатка во всевозможных пиццериях, барах и закусочных у нас не заметно. Что же до спроса на такие услуги.
По данным статистики, каждый житель региона в этом году потратил 8 тысяч 100 рублей на то, чтобы покушать вне дома. Это примерно 16 чашек кофе и 16 пирожных в одной из кофеен, расположенных в центре Тюмени. Кстати, наибольшей популярностью пользуются у тюменцев именно кафе и бары — там, как мы знаем, в основном подают десерты и алкоголь. Второе место занимают закусочные быстрого — но, как доказано врачами, не очень полезного — питания. Тем не менее, когда у людей появляется возможность выделять деньги на посещение кафе, это косвенно свидетельствует о росте их благосостояния.
На рынке бытовых услуг каждый житель области в этом году оставил около трех тысяч рублей. Как заметил Сергей Анатольевич: «Много это или мало — вопрос творческий». Если исходить из тюменских цен, то это один поход в салон красоты или четыре вычищенные зимние куртки, или тысяча распечатанных фотоснимков — кому что больше нравится.
— Можно сказать, что до последнего времени сфера бытовых услуг, как и сфера общественного питания, развивалась исключительно по рыночным механизмам: выплывут — не выплывут, — комментирует ситуацию Сергей Дегтярь. — Но в последние два года мы системно занимаемся администрированием рынка, и сейчас весь спектр услуг, позволяющий удовлетворять желания населения, у нас представлен.
Кстати, из всей сферы услуг абсолютным лидером по популярности у потребителя являются мастерские по ремонту легковых автомобилей.
Возвращаясь к тем 150 тысячам рублей, которые наши земляки потратили — и еще потратят — на товары в уходящем году, стоит сказать, что это самый высокий показатель за последние несколько лет. И хотя цены на продукты за последние годы тоже выросли, специалисты делают вывод: увеличивается оборот розничной торговли, значит, увеличивается покупательская способность населения, улучшается благосостояние людей. Кстати, в отношении суммы потраченных на товары денег, выводы пока лишь предварительные. Как показывает практика, за декабрь — предновогодний сезон покупок — граждане успевают приобрести 16-18 процентов товаров от общего количества, купленного за год.
Соотношение продовольственных и бытовых товаров в корзине тюменцев тоже изменилось к лучшему. Долгое время основная часть бюджета наших земляков — да и большинства россиян — укладывалась в холодильник. Когда денег мало, люди стремятся покупать только самое необходимое. Теперь же среди обновок удельный вес непродовольственных товаров на два процента превосходит продукты питания.
Согласно статистике, увеличилась продажа легковых автомобилей, электроприборов, косметики и парфюмерии, компьютеров, а также велосипедов и мотоциклов. Причем, многое из перечисленного люди стали брать в кредит. Как сообщает главное управление банков Центробанка России, за девять месяцев 2011 года в Тюменской области выдано потребительских кредитов на сумму 10 миллиардов 300 миллионов рублей, что почти в два раза больше, чем за прошлый год.