X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Дом, где поселились куклы

Я решила научиться работать с папье-маше. Хотела давно — не давали покоя красивейшие куклы театра кукол и масок и рассказы мастеров о том, что бумага и клей — простые в обращении материалы, любому по силам.

Но не выходило устроиться на курсы. Когда человеку работающему (иногда и по выходным) найти время и хорошего учителя? Это же надо бегать, дозваниваться, договариваться, носиться по магазинам в поисках всего необходимого для занятий. Оказывается, не надо. Оказывается, нужно просто зайти в студию куклы «Boneca», что открылась на улице Урицкого.

ПЕСТРЫЙ НАРОДЕЦ

Сначала обилие самых разных кукол — стоящих, сидящих, лежащих и даже свисающих с полок — отправило меня в крепкий культурный нокаут.

— Это у нас дымковская игрушка, это винтажная, это интерьерная керамика, — показывают консультанты (а по совместительству экскурсоводы) Марианна и Людмила. — Есть игрушки тюменских мастеров, есть московских, есть — заграничных.

Веселые матерчатые зайки гурьбой примостились на краю полки. Оседлал убывающую луну мохнатый серый кот. Большими и одинокими глазами смотрят из витрины куклы-сопливчики со вздернутыми носиками. В изящной позе замерла танцовщица из пластика…

Восторженная рябь в глазах, наконец, проходит, и принимаюсь изучать ценники с «европейскими», в общем-то, суммами. Европейскими, потому что это в России одеяла, потоком выпущенные на заводе, могут стоить столько же, сколько одеяла ручной работы — пэчворк, над которыми мастерица трудилась несколько месяцев. А в Европе вещи, сделанные руками, стоят гораздо дороже заводских. Вот и куклы студии «Boneca» недешевы. Но так красивы, что хочется даже копить на них деньги.

— Вот здесь у нас место для мастер-классов! — Людмила машет рукой за витрину, где уютно расположились стол и стулья. — Сейчас занимаются две группы: «Кукла из запекаемых пластиков» и «Кукла в стиле «Тильда». Группы небольшие, человек по пять-семь, так мастерам удобнее общаться с учениками. Посещают занятия пока только женщины.

— А мастер-классы по папье-маше у вас есть? — вспоминаю свою давнюю мечту.

— Пока нет, но если вы хотите, мы найдем мастера-преподавателя и позвоним вам.

Полина Горыниной

Вот так просто, оказывается, может исполниться маленькая мечта (пусть пока не до конца, но надежда — уже половина дела).

ЕДИНАЯ В ТРЕХ ЛИЦАХ

Но самое интересное даже не это, а музей куклы, куда можно приходить на экскурсии!

Вообще-то экскурсовод должен подключаться, если в музей пришла группа из восьмидесяти человек, но по факту получается, что рассказывать о куклах приходится почти каждому посетителю.

— Люди заходят, читают на табличке надпись «Трехлицая кукла» и тут же спрашивают, что это такое, — улыбается Марианна. — Мы рассказываем.

Людмила принимается даже показывать: поворачивает кукольную голову внутри капюшона. Оказывается, у игрушки действительно три лица — вот радостное, поворот -спящее, еще поворот — плачущее (или злое, мнения Людмилы и Марианны тут разошлись).

Есть еще одна кукла с тремя лицами, даже более интересная. С ней можно играть в больницу, класть одному из лиц в рот градусник, ставить укол — и кукла уснет, если повернуть ее голову, взявшись за помпон на шапочке.

А вот самый старинный экспонат музея — итальянская кукла Ленчи 1920 года в полном наборе одежки, сохранившемся еще с момента ее создания.

У другой стены расположилась выставка работ современных мастеров — российских и зарубежных. Безошибочно угадываю среди них лица кукол керамиста Александра Кухтерина.

Несмотря на то, что в музее на посетителя сразу обращены десятки кукольных глаз, дискомфорта не испытываешь. Напротив, комната музея словно бы населена живыми персонажами, у каждого — свой характер, повадки, вкусы.

— Иногда, придя на работу утром, мы обнаруживаем в музее некоторые перестановки, — загадочно улыбаясь, рассказывает Людмила. — Например, одна картина у нас упала, хотя закреплена была на стене хорошо. А до этого мы пересадили вон ту куколку с одной полки на другую: может, это она ночью на свое прежнее место ходила и случайно картину по пути уронила? У нас еще и гирлянда так падала. Шалят куклы по ночам!

Особенная гордость работников музея-студии — большой дорожный чемодан с игрушками, скромно стоящий на полу. Это — подарки горожан музею. Сейчас как раз проходит акция: можно принести сюда винтажную или антикварную куклу или игрушку. Главное, чтобы ей уже исполнилось 15-20 лет. Можно подарить ее музею, а можно просто одолжить на время выставки, и потом вам ее вернут. Ну, а большая часть всей экспозиции — это личная коллекция Марины Черкасовой, руководителя студии куклы.

Полина Горыниной

ОТПЕЧАТОК МАРИНИНОЙ ЛАДОНИ

Сама Марина — молодая улыбчивая женщина — появляется в студии, когда мы уже собираемся попрощаться и уйти. Стремительно входит в свой небольшой кабинет, который сам по себе может считаться если не музеем, то мастерской — столько в нем картинок с куклами, деталей, которые потом станут головами красавиц в пышных нарядах, птичками и другими сказочными персонажами. Какими — пока не угадать.

Историю о том, как она влюбилась в кукол, Марина рассказывала много раз. Но мне показалось, что каждый раз она делает это с удовольствием. Даже на официальном сайте своей студии об этом написала.

Марина говорит, что для нее все началось в 2004 году, недалеко от площади Мартир в квартале Сайфи Вилледж в Бейруте. Вместе с туристической группой она зашла в магазинчик, и время для нее вдруг остановилось.

— Фарфоровые красавицы в роскошных платьях с ручной вышивкой и отделкой. Деревянные резные скульптуры с такой проработкой деталей, что создается ощущение объемного рисунка, а не резьбы. — вспоминает Марина. — Узнав стоимость (от 600 евро), мы поняли, что приобрести не удастся. Этой же ночью мы отплыли из порта Бейрута, но забыть кукол не смогли.

Вернувшись домой, Марина принялась собирать информацию об искусстве авторской куклы. И почти сразу поняла, что не может быть просто сторонним наблюдателем, а хочет быть кукольных дел мастером. Да и преподаватели (энергичные, способные не только научить, но заинтересовать и окрылить) нашлись. Прошла курсы в мастерской Ольги Тамойкиной и Марины Прибельской в Москве, участвовала в мастер-классах, фестивалях, выставках. Летом 2006 года в галерее «Вахтановъ» в Москве, на выставке «Дебют», работа Марины «Бабушкин сундук» вошла в десятку лучших.

Полина Горыниной

Осенью того же года была создана студия куклы «Boneca»» (в переводе с португальского — «Кукла»), но только в этом году она обрела постоянный дом в центре города.

— Символом студии стал отпечаток ладони, подчеркивающий, что каждая кукла изготовлена вручную, оригинальна и уникальна, как рисунок линий на ладони человека, -говорит Марина.

Она за годы работы с авторской куклой поняла одну вещь: не важно, кто ты — мастер, любитель, посетитель, интересующийся… Кем бы ты ни был, увидев авторскую куклу один раз, ты уже не сможешь забыть ее. Она останется навсегда в твоей жизни как ее часть — теплая, добрая и яркая. А уж какой величины будет эта часть — решать тебе самому.

***
фото: Марина Черкасова шла к открытию собственной студии куклы почти семь лет;Каких только игрушек нет в музее: и с выразительными носами, и милые домашние, и изящные праздничные;Танцовщица — одна из первых работ учеников Марины;Вот такие карманные собачки

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта