Светлые, светлые песни…
В молодежной среде сейчас модно общение без лишних церемоний. Но, может быть, в церемониях, характерных для салонов XIX века, тоже было нечто привлекательное?
В «Доме Буркова» решили возродить традицию прошлых веков. При поддержке городского департамента по образованию на прошлой неделе здесь провели литературно-музыкальный салон «Светлые мои песни». Его героиней и, одновременно хозяйкой, стала Екатерина Чернышева, композитор, профессор кафедры хорового дирижирования Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий. На встречу с автором и исполнителем прекрасных песен пригласили старшеклассников.
— В детстве Тюмень меня совсем не вдохновляла, — с такого неожиданного признания начала творческую встречу Екатерина Николаевна. — Все объяснялось просто. Наша семья была родом из Свердловской области, и, когда мы с родителями переехали в Тюмень, мне все здесь казалось чужим. Привыкала долго.
Свой стиль и вдохновение Екатерина Чернышева, как и любой автор, тоже искала много лет. Хотя музыку начала сочинять с детства и даже пыталась свои первые произведения записывать, что нехарактерно для юных сочинителей. Ведь грамотно отразить свои музыкальные впечатления еще сложнее, чем без ошибок написать сочинение на вольную тему. Но от творческой нотки, которую взяла так рано, Катя не отказалась и в школе, а после -поступила в консерваторию.
Сейчас в ее творческом багаже — более двухсот написанных ею произведений, в том числе около 160 песен на слова поэтов разных стран, эпох и народов. Вначале, признается Чернышева, ее больше вдохновляли зарубежные поэты (в переводе). К русской классике долгое время не мыслила и прикоснуться — казалось, там такая мелодия слов, что дополнительного сопровождения не требуется. И только совсем недавно дерзнула положить на музыку стихи Ахматовой, Цветаевой, Северянина.
Намного легче дается работа со стихами современных авторов. «Самые любимые поэты — те, которые только-только появляются на литературном небосклоне», -приоткрыла тайну своей творческой лаборатория Екатерина Чернышева. «Новички бывают удивительно открыты, образны и искренни. Они не довлеют над композитором, а соглашаются идти в ногу с ним».
Конечно, существуют как жанр и песни без слов. Такие фортепианные произведения на протяжении всей жизни сочинял, например, Мендельсон. Первую тетрадь с нотными записями он начал в 20 лет, а последнюю завершил за два года до смерти. Потом традицию напевной миниатюры продолжили и такие композиторы-романтики, как Антон Рубинштейн и Эдвард Григ. «Говорящую интонацию» в музыке часто использовали и Даргомыжский, Мусоргский.
— Есть поэзия, которой музыка не нужна, она ее будет упрощать, — говорит Екатерина Чернышева, — но все-таки произведения, связанные со стихами, воспринимаются более певучими, чем инструментальные.
В подтверждение сказанного она исполнила две песни на стихи молодой поэтессы, своей однофамилицы, Ольги Чернышевой — «А мне теплоты не хватает» и «Отпускаю». С этими сочинениями победила недавно на Всероссийском конкурсе молодых композиторов имени Андрея Петрова.
— Песни могут быть очень разными по эмоциональному накалу, — призналась Екатерина Николаевна. — И по-настоящему сильная песня не только отдает энергию слушателям, но и забирает ее у исполнителя. Может, поэтому так мало хороших песен на эстраде?
Старшеклассники слушали очень внимательно. Наверное, кому-то из них казалось раньше, что таланты живут где-то далеко, а тут, оказывается, вот они — рядом! Надо только иметь счастливую возможность познакомиться с ними.
***
фото: За роялем — Екатерина Чернышева.