X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Надежда умирает последней

Красное кирпичное здание советского образца. Первое впечатление от внешнего вида гостиницы «Олимп-5» — на фасаде не хватает бронзовой таблички: «Оставь надежду всяк сюда входящий».

Но в наших людях надежда живет до конца. Добавьте к этому закостенелую уверенность в том, что, кто первый придет, тому больше достанется… И вот за двадцать минут до начала очередной «Ярмарки вакансий» у входа в гостиницу уже не протолкнуться. Снять верхнюю одежду ищущим работу не предлагают, зато настоятельно советуют надеть бахилы… Хорошо хоть оплачивать стоимость полиэтиленовой сменки не требуется.

Сквозь плотную толпу в холле пробраться к лестнице, ведущей на второй этаж, не представляется возможным. Добрый охранник проводит меня до места запасным коридором.

В маленьком, явно не рассчитанном на ожидаемые двести человек (меньше на таких ярмарках не бывает), помещении полукругом расставлены столы, за которыми разместились представители фирм-работодателей. Перед ними лежат большие ламинированные листы с названиями организаций и списками вакансий: ООО «Ватрушкин-Тюмень», ООО Восточный ресторан «Халва», ООО «Евросеть-ритейл»… «Здесь же только частные», — разочарованно произносит мужчина лет сорока и, резко развернувшись, начинает проталкиваться к выходу сквозь встречный поток. В центре комнаты быстро образуется завихрение: одни пробираются к столам и тянут шеи, стараясь разглядеть, что написано на листках, другие, активно работая локтями, выбираются из людской массы, стремясь к выходу.

Все это, к моему удивлению, происходит практически бесшумно. К своим возможным работодателям люди обращаются робко, вполголоса. Или же совсем не обращаются. Просто скользят взглядом по предлагаемым вакансиям: не мое, не мое, не про меня. Сегодняшняя ярмарка, как рулетка: угадал — не угадал. Соискатели представления не имели, кого конкретно будут искать работодатели. Это, в отличие от тематических мероприятий, куда, например, безработные водители грузовиков идут, точно зная, что именно их умение требуется сидящим в комнате.

А потому тут и там мелькают вытянувшиеся, разочарованные лица, с одним и тем же выражением: зря тащился в такую даль! Останавливаю одну из пробирающихся к выходу женщин:

— Что, ничего не нашли?

— Нет, — отвечает она печально.

— А по какой специальности искали?

— Да бухгалтер я.

Из всех представительниц слабого пола, с которыми я успела пообщаться, каждая вторая оказывалась бухгалтером. Да и сами сотрудники центра занятости подтверждают: на первом месте по переизбытку специалистов — профессии бухгалтера и экономиста. Вот совсем молодой и очень прилично одетый юноша. Спрашиваю о профессии. Отвечает, что экономист, и тут же, словно стремясь отогнать некую неприятность, добавляет: «Но сейчас получаю второе высшее, по информационным технологиям». Как выясняется, именно по второму — не оконченному — высшему Александр и ищет себе работу. На возможность устроиться по первому надежды давно нет, тем более что опыт работы отсутствует.

Мария тоже бухгалтер, однако, к выходу стремится с заветной бумажкой в руке — на листке координаты предполагаемого работодателя.

— Нашли вакансию по специальности? — удивляюсь я.

— Нет, — смущенно опускает глаза молодая женщина. — Вот, думаю продавцом устроиться. Это, конечно, ниже по социальному статусу, чем мне бы хотелось. А что делать? Я уже полгода работу ищу!

Интересуюсь, состоит ли моя визави на учете в центре занятости. Вместо ответа она машет рукой и смеется.

Флера Лазарик тоже уходит с ярмарки не с пустыми руками. И тоже не совсем довольна. Она -оператор котельной, но нашла себе место в сфере общепита.

— Я давно уже в центре занятости числюсь, но ничего по специальности мне подобрать не могут, — рассказывает Флера Арифовна.

— Может, это потому, что мне до пенсии год остался? Они подождут-подождут, да сразу на заслуженный отдых и отправят!

Поток прибывающих в комнатку не уменьшается, и я, чтобы не путаться у людей под ногами, спускаюсь на первый этаж. Оказывается, там «ЧП» — бахилы закончились. Служащие гостиницы героически держат оборону, собственными телами преграждая проход: «Без бахил не пропускаем! Надевайте использованные, вон они, кучей валяются!» Действительно, иначе ведь полы мыть придется.

— Мы не ожидали, что столько людей придет, — расстроенно разводит руками заместитель начальника отдела по работе с работодателями Наталья Кукса. — Заказали, как обычно, двести бахил. Да все уже улажено, сейчас принесут еще.

Но безработные и ищущие работу об этом не знают. Одни разворачиваются и уходят, другие натягивают на ноги выпачканный в дорожной слякоти, местами порванный, синий полиэтилен. Вытирают одну ладонь о другую.

Возвращаюсь на второй этаж, в комнату со столами. Там стало чуть свободнее. Завязываю диалог с представителями фирм-нанимателей, которые явно скучают.

— Нам нужны инженер-геодезист, инженер-геофизик, техник-геолог и техник-геофизик, — говорит наниматель от Сибирского научно-аналитического центра. — Но здесь мы их не найдем — никогда не находим. Это ведь научно-исследовательская работа! Поездки на Север. Разведка… Ну, не можем мы взять на эти должности работника без опыта! Мы были бы рады даже пенсионерам, когда-то работавшим в этой сфере, но они не приходят.

— В советские времена было распределение. Тогда не спрашивали, хочет предприятие брать на работу молодые кадры или нет, -присоединяется к беседе представитель ООО «Автонавигатор». -А сейчас все фирмы частные, и каждый руководитель хочет, чтобы у него работали люди с опытом. Человеку, только получившему диплом, на практике всему заново учиться приходится, а это — время. До смешного доходит: у нас было требование к водителям «камазов» — не менее трех лет стажа, с обязательной записью в трудовой книжке. Очень долго не могли вакансии заполнить. Я уж говорила: «Давай требования снизим! Невозможно же!» Совсем недавно взяли двух водителей со стажем полтора года. Зато, когда у нас бухгалтер в декретный отпуск уходила, взяли молодую девушку — только после вуза. Ей наш специалист за две недели все объяснила и ушла со спокойной душой. Девушка еще две недели вникала в тонкости, а потом все как по маслу пошло!

… Как сообщает центр занятости населения города Тюмени и Тюменского района, ярмарка рабочих мест, проводившаяся 8 декабря, прошла вполне успешно. Участвовало 16 предприятий, предложивших 174 рабочих места по 54 профессиям. 75 пришедших (чуть больше сорока процентов) имеют предварительную договоренность с нанимателями.

***
фото: Служба занятости — бойкое место.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта