О чем поет скрипка Гварнери
«Лучший из ныне живущих скрипачей» Вадим Репин и выдающийся пианист Сергей Тарасов оказались очень приятными в общении людьми.
Никто из журналистов, что участвовали в пресс-конференции, предваряющей в пятницу первое в Тюмени выступление музыкантов, их игры еще не слышал. Но после разговора с Репиным и Тарасовым стало понятно, что такие искренние в беседе люди наверняка будут искренними и на сцене.
Хотя разговор музыканты начали, казалось бы, с формальности. Вадим Репин поблагодарил «МДМ Банк» за поддержку в организации концерта. Дело в том, что Репин — музыкант дорогой, и далеко не все желающие попасть на его концерт тюменцы смогли бы это сделать — цены бы кусались. С филармонией банк сотрудничает с прошлого года: помогает привозить в Тюмень наиболее ярких и известных исполнителей. Более того, банк выделил средства на покупку ксерокса для нотной библиотеки филармонии.
— Такая поддержка радует, -сказал Вадим Репин. — В первую очередь потому, что не только артист делает концерт. Зрители -полноправные участники того, что происходит в зале, от них многое зависит. И то, что концерт могут посетить те, кто в этом действительно заинтересован, даже люди с небольшим достатком, — многое значит.
Дуэт Репина и Тарасова сформировался недавно — всего полтора года назад. И тот, и другой за годы работы успели постоять на сцене со множеством замечательных исполнителей, как российских, так и зарубежных. Особенно велик послужной список Вадима Репина: Юрий Башмет, Михаил Плетнев, Риккардо Мути, Пьер Булез и многие другие.
— На сцене нет никакого языкового барьера, — рассказал Репин. — Мы даже почти не разговариваем, потому что режим репетиций не позволяет. Хотя я однажды пытался поговорить с одним из пианистов о произведении, которое мы исполняли. Просто поболтать, обсудить его настроение. А в ответ он просто посмотрел на меня и спросил: «Как лучше сыграть — так или вот так?» Это, в общем-то, и есть на сцене главное…
Но дуэт Репин-Тарасов разговаривает друг с другом. Музыканты знакомы еще с детства и даже удивляются, почему к общим выступлениям они пришли только теперь. Наверное, набирались опыта, чтобы делиться им друг с другом, ведь свое сотворчество они называют одним словом -обогащение.
Да и программу для концертов дуэт выбирает так, чтобы интересно было в первую очередь самим музыкантам. Никаких скидок на провинциальность тюменской публики делать не стали, им такое даже в голову не пришло.
— Музыка есть музыка, — просто сказал Вадим Репин. — Мы исполняли эту программу в Европе, но, думаю, и в Тюмени ее воспримут не хуже.
Тем более, что Репин, который стоит на сцене с раннего детства, за все годы работы так и не почувствовал спада интереса публики к классической музыке.
— Я говорю, конечно, о ее живом исполнении. В записи, может, и меньше слушать стали. Это понятно — электронные носители передать атмосферу живого концерта не могут, не дошла до этого техника. А концерты, думаю, в последние годы вызывают даже больший интерес, чем раньше.
Журналисты просят Вадима рассказать о его скрипке. С каким чувством он берет в руки инструмент, созданный еще в 1741 году мастером Гварнери дель Джезу?
— На улице, среди не специалистов Гварнери известен меньше, чем Страдивари, — сказал Репин. — Думаю, это заслуга компании Уолта Диснея и ее мультфильмов. Благодаря им о Страдивари стало известно всем. Но, на мой взгляд, и по мнению многих моих коллег, из скрипок Гварнери можно извлечь большее количество красок. Именно на скрипке Гварнери играл Паганини. Его инструмент и мой были изготовлены мастером в один год и, по результатам некоторых экспертиз, — из одного бруска дерева. Так что, я считаю эти две скрипки сестрами.
Специалисты говорят, что этот инструмент в руках Вадима Репина действительно обретает тысячи голосов. И у нас была возможность услышать их все — в пятницу в филармонии.
***
фото: Вадим Репин на тюменской сцене