Высоцкий едет в Бухару
«Высоцкий. Спасибо, что живой». Россия, 2011 г. Режиссер Петр Буслов.
В ролях: Сергей Безруков, Иван Ургант, Оксана Акиньшина, Максим Леонидов и другие.
К премьере фильма, состоявшейся в четверг в одноименном кинотеатре, публику подогревали разными способами.
Во-первых, не раскрывали имени исполнителя главной роли, чтобы избежать отвлекающих сравнений с оригиналом. Во-вторых, обещали подлинное воспроизведение голоса и внешности певца — за счет дорогостоящих спецэффектов и компьютерной графики. В-третьих, сценаристом заявили сына Владимира Высоцкого Никиту как гаранта искреннего отношения к истории о народном кумире. Слова «искренность», «правда», «правдивость» были лейтмотивом предпремьерной шумихи.
Сюжет повествует о нескольких днях жизни Высоцкого в Бухаре. Он едет туда на гастроли, а там его поджидают местные кагэбэшники — чтобы уличить в концертах, проходящих мимо кассы, и получить повышение по службе. Вместе с Высоцким едет его группа поддержки: агент, врач и напарник-юморист, заполняющий паузы между песнями. Владимир Семенович очень болен и выступать может только под действием морфина. Коробка с препаратами осталась в Москве, там же — молодая любовница-студентка. Петр Буслов, автор двух «Бумеров», и здесь не отошел от излюбленных тем. Это мотив дороги, которая тянется от самой Москвы и пересекает жаркую узбекскую пустыню. И внутренняя, скрытая сторона работы спецслужб: мрачные коридоры, переговоры по рациям, агенты на каждом углу. И дорогие автомобили, летящие по дорогам Москвы, игнорируя правила движения.
Так что поклонники фильмов Буслова разочарованы не будут: кино смотрится на одном дыхании, оно держит в напряжении. Но что же, собственно, с Высоцким? Сколько его осталось в фильме?
Среди первых тюменских зрителей немало тех, кто помнит настоящего Высоцкого. Например, профессор кафедры философии ТюмГУ Александр Павлов. Он говорит, что фильм интересный, но мало что добавляет к истории о певце. Старшее поколение знает о нем достаточно, но вот для молодых он был бы полезен: Высоцкий очень актуален в наши дни.
Журналист Сергей Ханин смотрел фильм как обыкновенную любовную историю и даже в какой-то момент прослезился — так она его впечатлила.
По настроениям публики, выходящей из кинозала, можно сказать: фильм людям понравился.
Я не люблю творчество Владимира Высоцкого, хотя песен его слышал достаточно. То, что для молодых он сегодня — полузабытый миф, как выразился профессор Павлов, мне кажется, сильным преувеличением. В этом-то и состоит загвоздка фильма. Создатели взялись воскресить героя, который на самом деле никогда не умирал: по радио играют его песни, по телевизору показывают фильмы, где он снимался. Есть фотографии, выступления, воспоминания очевидцев. В конце концов, он появляется и в новом фильме.
Это происходит на сцене в бухарской филармонии. Авторы смикшировали голос, загримировали актера, но на концерте включили старые записи Владимира Высоцкого. Когда они звучат, поражает разница между оригиналом и копией. Настоящий голос -как привет из давней эпохи, не ангажированный, простой, такой, как есть.
Как ни относись к Высоцкому, следует признать: не для того он пел, чтобы в 2011 году побольше народу пришло в кинозалы. А вот фильм получился нагромождением компьютерных технологий, пиар-ходов и меркантильного расчета.
… В Америке сняли фильм о жизни рок-певца. Герой немного похож на Курта Кобейна, но зовут его по-другому, и то, что это история про солиста «Нирваны», дано лишь в намеках. Может быть, и здесь нужно было сделать так же? Было бы честнее.
***
фото: Кадр из фильма