О Тюмени вчерашней, сегодняшней, завтрашней…
Наверное, в нашем городе наберется всего с десяток людей, которые знали бы Тюмень так же, как Сергей Александрович Коробов. Речь, конечно же, идет не об истории областной столицы, а о современном мегаполисе, его проблемах и «болезнях роста». И о том, как их преодолеть.
О Тюмени вчерашней, сегодняшней, завтрашней — наш разговор с Сергеем Коробовым, Председателем Правления некоммерческой саморегулируемой организации строителей Тюменской области, руководителем предприятия «Строймонтаж». И — кандидатом в депутаты Тюменской областной Думы.
— Сергей Александрович, как можно сформулировать главную задачу, которая стоит сегодня перед городом?
— Главная задача, но мой взгляд, — это гармоничное развитие всех районов Тюмени. Планы по жилой застройке, прокладке коммуникаций, реконструкции и строительству дорог, по развитию социальной инфраструктуры должны быть взаимоувязаны. И если мы начинаем корректировать одно направление, мы должны понимать, какие изменения или проблемы это создаст во всех остальных. Ведь Тюмень — это единый организм, и относиться к его развитию надо соответственно.
— Какую бы оценку Вы, как эксперт, поставили сегодня Тюмени, ее темпам развития?
— Ну я скорее не эксперт, а все же участник этого развития — я же внутри системы, а не вне ее. Но мне было очень приятно узнать, что Союз архитекторов России, составляя ежегодный рейтинг комфортности российских городов, поставил Тюмень на почетное второе место. Оглядываясь назад и вспоминая темные узкие улицы города десятилетней давности, я понимаю, что эта оценка справедлива. Но главное, чтобы она не спровоцировала самоуспокоенность. Я полностью согласен с губернатором области, который говорит, что «по инерции можно катиться только с горки». Нам сейчас по инерции никак нельзя, потому что мы стоим на пороге новых решений, выстраивания новой системы управления городом и его развитием.
— Что, старая система не справляется?
— Просто Тюмень растет и постепенно переходит в новое качество. Как ребенок, достигнув семи лет, идет в школу и начинает жить по новому распорядку, так и город, вырастая, должен перестраиваться под новые нормы, новые правила. И то, что еще вчера казалось допустимым, сегодня уже не соответствует новым запросам. Посмотрите сами — у нас повысилась плотность застройки, растет число жителей, в разы увеличилось количество машин на улицах города. Сегодня нам не хватает детских садов, а завтра мы столкнемся с проблемой нехватки школ. И буквально рядом — дряхлеющий жилой фонд, которого очень много, например, в моем Калининском районе, изношенные на определенных участках коммуникации, вода из колонок в центре города. Именно совокупность этих переплетающихся проблем и требует четкого подхода к формированию стратегии развития города.
— Говоря о стратегии развития, Вы, разумеется, имеете в виду какие-то конкретные идеи?
— Идея в общем-то простая — обеспечить социальное и инфраструктурное равенство основных городских территорий. Тюмень исторически разделена рекой Турой и Транссибирской железной дорогой на три части: Залинейную, Заречную и Центральную. При этом Заречная и Залинейная формировались в основном как «спальные районы», а в Центральной велось активное строительство административных зданий, социальных объектов, офисных, торговых и развлекательных центров. Здесь сосредоточены вузы и их филиалы, больницы, социальные службы. В итоге каждое утро две трети города едут по восьми мостам в центр на работу, а вечером — с работы. Путепроводы «забиваются» транспортом, следом «встают» центральные улицы, движение парализуется. Поэтому проблему рассредоточения «мест притяжения» людей надо решать одной из первых.
— Как?
— Прежде всего, создавая условия для развития Заречной и Залинейной территорий — как с точки зрения социальной инфраструктуры, так и с точки зрения рабочих мест. В идеале человек должен иметь возможность найти работу рядом с домом, пешком дойти до поликлиники, отвести ребенка в ближайший детский сад, спортивную секцию или художественную школу. А в выходные съездить в центр — погулять или в театр. Если стремиться именно к такому варианту, то интенсивность транспортных потоков можно существенно сократить. Но главное, будет улучшаться качество жизни людей на окраинах Тюмени. Туда уже сегодня приходят крупные магазины, там строятся спортивные объекты. Дело за планированием мест под социальные объекты, под офисы. Строить и работать «не в центре» должно стать привычным. Надо ломать стереотип, что все самое главное в городе должно быть стянуто в один узел.
— То есть, развитие Центральной части города, по вашей концепции, должно приостановиться?
— Это неправильная формулировка. Развитие Центральной части заключается не в том, чтобы хаотично «понатыкать» здесь объектов из «стекла и бетона», а в том, чтобы сохранить историческое лицо центра Тюмени и обеспечить нормальное качество жизни тем, кто здесь живет. Когда я каждый день вижу, как люди по морозу таскают воду на тележках из колонки в самом центре города, мне становится не по себе. А ведь реально во многих домах есть проблемы с подачей воды на верхние этажи, с горячим водоснабжением. Вот их надо решать. Я сторонник того, чтобы вообще наложить «вето» на строительство любых новых объектов в центре, за исключением новых улиц, коммуникаций и зон отдыха. Центр нужно формировать как прогулочно-историческую комфортную территорию. Это будет полезно для города, в том числе с точки зрения туризма.
— Хорошо. Теперь вот какой вопрос: количество жителей Тюмени растет, потребность в новых домах высокая. Между тем, Вы добиваетесь того, чтобы частному сектору Маяка был придан статус земли под малоэтажную застройку. А ведь там задумывалась как раз многоэтажное строительство. Почему Вы пошли на этот шаг? На пользу ли это городу?
— Знаете, многоэтажная застройка этой территории планировалась еще в 60-х годах прошлого столетия. Но по ряду причин так и не началась. Я могу назвать одну из самых значимых на текущий момент времени. В частном секторе Маяка построено много хороших капитальных коттеджей и домов, люди благоустроили территорию вокруг. В случае их сноса владельцам нужно будет выплачивать такие значительные компенсации, что этого не выдержит экономика даже 16-этажного дома — это я говорю Вам как строитель и экономист. Поэтому гораздо выгоднее для города узаконить малоэтажное строительство — со временем там отстроится очень привлекательный район. Не менее важным является и то, что пока частный сектор значился «под снос», город не проводил туда инженерные сети. В итоге в двух шагах от центра люди топили дома углем. Не проводилось никакого благоустройства, в распутицу пешеходы тонули в грязи, не было тротуаров. Очень тяжело было пенсионерам. Сегодня мы — я как городской депутат и жители — совместными усилиями, при помощи областного руководства, добились, чтобы на Маяк провели газ. На нескольких улицах сделали широкие трехметровые тротуары. В общем, территория преображается.
— Если там нельзя строить многоэтажные кварталы, то где? Куда будет «расти» Тюмень?
— Если мы говорим о территориальном развитии, то, скорее всего, Тюмень будет строиться по направлению Московского тракта. Это правильно с точки зрения рельефа местности — там он более высокий, и будет гораздо меньше проблем с грунтовыми водами. Что, конечно, повлияет на себестоимость жилья. Так же перспективным является Бабарынковский узел.
— Насколько я знаю, Вы провели много предвыборных встреч, и наверняка обсуждали с избирателями свою концепцию развития города. Как люди реагировали?
— С интересом. Просили рассказать. Поддерживали. Кое-какие идеи у нас появились в процессе обсуждения. Ну, например, в городе за последнее время построено около 20 новых спортивных объектов. Но детей, стремящихся заниматься спортом, настолько много, что их не хватает. Вот и родилась мысль о строительстве небольших многофункциональных спортивно-досуговых центров на базе легковозводимых конструкций, с возможностью трансформации внутренних помещений для занятий несколькими видами спорта и творчества. Я обязательно буду работать над этим проектом. Если мы все сделаем правильно, думаю, что в Тюмени может появиться целая сеть таких объектов.
— Что должно «срастись», чтобы все, о чем мы говорили, стало реальностью?
— Должна быть слаженная работа законодательной и исполнительно власти, отраслевых организаций над формированием и выполнением комплексных областных и городских программ развития. Должен быть обеспечен профессиональный подход к работе. Все предпосылки для этого есть.
— И, последний вопрос, касательно ваших встреч с избирателями. В народе бытует мнение, что депутатов люди видят только во время предвыборных кампаний, а потом — как их и не было. Этот стереотип Вы тоже будете ломать?
— Довольно болезненное ощущение, оставшееся у меня после встреч с людьми — это ощущение невыполненных обещаний. Избираясь, кандидаты их давали, потом все было забыто. А ведь выполнить, по крайней мере, часть обещанного было не так уж трудно. Тем более, что в бюджете города есть деньги и есть соответствующие статьи расходов. Например, людям обещали отсыпать гравием улицу и не сделали. Зато возили мимо и сбрасывали в овраг асфальтовую крошку с ремонтируемых дорог. Ну что после этого люди должны о нас думать? Я считаю, что основа работы депутата — это работа с территорией. Причем надо не только создавать условия для решения проблем людей, планировать и добиваться финансирования, но еще и контролировать исполнение. В нашей стандартной практике вопрос контроля вообще отсутствует. Поэтому — внимание и контроль.
***
фото: